1. Созерцание - процесс непо-средств. восприятия; 1) в идеалистич. философии С. связывается с интуицией. Традиция , восходящая к Платону , трактует С. как внечувствен. постижение идей. Для И. Канта, напротив, априорные элементы чувствен. С. лишь исходные посылки для деятельности рассудка и разума . Обе эти традиции развивались в различных вариантах бурж. идеалистич. философами. Домарксовский материализм истолковывал С. как процесс пассивного отражения внешнего мира. Диалектич. материализм рассматривает С. как чувствен. ступень познания; 2) в индуизме и буддизме С. составляет необходимый элемент медитации (см. также Йога ). Это крайняя степень сосредоточения, отрешенности от мира, видение «внутр. зрением» фантастич. миров и образов, воздвигаемых и разрушаемых по воле созерцателя.
2. Созерцание – Привычка находить удовольствие не столько в действии, сколько в мысли предохраняет от глупости и излишней любви к власти; она помогает сохранить спокойствие в несчастьи и мир в душе среди забот. Жизнь , ограниченная только личным, рано или поздно станет невыносимо болезненной; лишь окна в более широкий и не столь капризный космос могут облегчить наиболее трагические моменты жизни.
3. Созерцание - в платонизме : прямое видение разумом идей в вечном и неизменном горнем мире, источник истинного знания. По Аристотелю,"метафизическое созерцание позволяет нам изредка пережить то, что Бог переживает всегда"; божественный Ум вечно пребывает в самосозерцании. У неоплатоников созерцание пронизывает все области бытия, где есть жизнь , напр., земную природу; созерцают души философов, богов, демонов, Мировой? Узнать в Словаре Ожегова. Мировой - это...'>Мировая душа , Мировой разум . Природа молчалива: будучи в непрестанном созерцании, она не нуждается в слове. В высшей форме созерцания уже нет мышления: таково созерцание Единого, которое превыше всякой мысли. Сверхразумности Единого соответствует сверхразумность высшего созерцания, какого достигает философ на вершине своего духовного восхождения. "Греки постигли ту великую истину, что созерцание само по себе выше действия. Но они сразу же превратили ее в великое заблуждение : они верили, что человеческий род живет ради нескольких интеллектуалов", - философов, достигших сверхчеловеческой высоты, которым следует подчинить гражданскую, трудовую и общественно-политическую жизнь (Ж.Маритен).
4. Созерцание – прежде всего это непосредственное , зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл . Соэерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.
5. Созерцание - чувственная ступень познания.
6. Созерцание - способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету . В западно-европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону . У него С. представляет собой сверхчувственное познание идей, открывающее перед человеком мир истины. У ряда представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг) С. становится интеллектуальным. Оно рассматривается как источник философского познания и представляет собой интеллектуально-мыслительное проникновение через видимость явлений к их сущности. Второе понимание С. связано с именем Канта. Отрицая возможность интеллектуального С, он противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами "чистого С." - пространством и временем. Шопенгауэр приписывал С. неосознаваемое, интеллектуальное содержание и полагал С. "первичным" представлением , а понятие - "вторичным". В рамках марксистской теории познания С. рассматривалось как целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению. В феноменологии Гуссерля признаются оба вида С. - "эмпирическое" С. (С. предметов чувственного опыта ) и "эйдетическое" С, предметом которого является сущность , " эйдос ". Л.В. Ванчукевич
7. Созерцание - прежде всего это непосредственное , зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл . Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. В философском смысле понятие "созерцание" имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также Эйдетика ); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. В др. группе значений понятие "созерцание", наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера ; б) созерцание в духе Платона , т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, Бога - интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма . См. также Интуиция , Сущности созерцание.