Skip navigation

Что такое Содержание? Значение слова soderjanie, философский словарь

Значение слова «Содержание» в Философском словаре. Что такое содержание? Узнайте, что означает слово soderjanie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Содержание

1. Содержание – 1) есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. Содержание понятия , в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности , значения какойлибо мщи, в частности в эстетике, употребляется как обозначенне ценного и значимого содержания эстетического предмета , в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойстваэ (качества, отношенкя) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойстзами). Собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу ( бытие белизныснега), черный снег, напр. в случае, если на него ктонибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т. е., по сути дела, уже вообще не содержание. В соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

2. Содержание - это все то, что содержится в системе.

3. Содержание – — филос. категория , отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта . Представление о С. и форме возникает уже из простейшего анализа трудовых операций с вещами. С. при этом выступает как тот материал, или вещество , из которого делается предмет , напр, глина при изготовлении горшка, а форма — как структура или внешний вид вещи . Теоретический анализ такого рода процессов, по-видимому, и привел древних философов к выявлению понятий С. и формы. В антич. филос. учениях Платона и Аристотеля эти категории играют центральную роль . Аристотель , анализируя процесс становления в «Физике», определяет С. как материальный субстрат , а форму как его позитивную противоположность . В отличие от Платона он рассматривает С. в единстве с понятием материи как сохраняющегося субстрата всех изменений вещей. Следовательно, эти категории у него не обладают самостоятельным существованием , а представляют собой определенную целостность , в которой материя выступает как потенциал формы, а форма как актуализация материи. Однако определяющую роль в процессе становления играет здесь именно форма. В противоположность этому в Новое время Ф. Бэкон и др. философы отдают приоритет материи. Против такого взгляда выступил И. Кант, который рассматривал форму как принцип синтезирования, упорядочивания чувственно воспринимаемого многообразия материальных вещей. Новый шаг, сделанный нем. классическим идеализмом в исследовании соотношения С. и формы, связан с анализом этих категорий в применении к знанию и мышлению. Уже в кан-товских априорных формах мышления выявляется их тесная связь с С. чувственного опыта , Г.Б.Ф. Гегель вводит категорию С., чтобы подчеркнуть необходимую и существенную связь между формой и «материей». Он рассматривает форму и «материю» как снятые моменты развития абсолютной идеи , в котором С. и форма выступают как диалектические противоположности. Но это означает, что данные категории являются лишь характеристиками мышления, оторванного от реальных его носителей и, следовательно, не отражающего реальной действительности. В диалектическом материализме К. Маркс и Ф. Энгельс, напротив, подчеркивают объективно- реальный характер этих категорий. Вместо гегелевской «материи» как идеального субстрата вещи они рассматривают С. как процесс взаимодействия ее составных элементов. Особое внимание они уделяют раскрытию взаимосвязи С. и формы, подчеркивая определяющую роль С. относительно формы. В познании С. представляет собой отображение свойств, отношений или закономерностей объективно существующего мира, выступающих в форме понятий, суждений или системы суждений (научных теорий). О Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1975. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974—1977. Т. 1—3; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1; Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1977.

4. Содержание - 1) есть "что" в "как" формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. Содержание понятия , в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности , значения какой-либо вещи , в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета , в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность "свойства" (качества, отношения ) к "материальному образованию" (предмету, обладающему свойствами). Собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу ( бытие белизны - снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, - несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. Б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Содержание» в других словарях:

Содержание

- Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. и еще 6 определений
Словарь Ожегова

содержание

- - 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата..
Большой бухгалтерский словарь

содержание

- СОДЕРЖ'АНИЕ , содержания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. содержать в 1, 2, 3, 4 и 5 ·знач. Содержание дом в...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: