1. Смирение - добродетель , проповедуемая буддизмом, христианством , исламом и др. религиями; связана с идеей божеств, провидения. С. практически означает самоунижение, самоумаление личности, добровольное рабство , покорность перед насилием . С. подавляет самостоятельность и веру в свои силы, гасит революц. энергию, иалравл. на соц. переустройство. Науч. атеизм , отвергая релит. С., утверждает веру в человека , в его силы.
2. Смирение - одна из высших добродетелей в христианской этике, противополагаемая гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или тупой покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста . "Смирение, которому учит христианство , - по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего - непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом - значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу" (С.Аверинцев).
3. Смирение - моральное качество , характеризующее отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам , в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение , отказаться от надежд на лучшее будущее . Социально-историческими причинами, спосоо-ствующими распространению настроений С-, является действительное бессилие человека в эксплуататорском об-ве, где социальные закономерности выступают в виде слепых, не поддающихся контролю стихийно действующих сил. Проповедь С. в эксплуататорском об-ве имеет определенные идеологические цели; внушение массам мысли о невозможности создания лучшего об-ва, подавление их стремления к борьбе за социальную справедливость . Именно такую роль объективно играет требование С,, напр., в христианской религии. «Социальные принципы христианства,-пишет К. Маркс ,-превозносят трусость , презрение к самому себе, самоунижение, смирение , покорность , словом -все качества черни, но для пролетариата , который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость , сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости -важнее хлеба» (т. 4, с. 204-205). Обоснование С. мы находим и в совр. этических учениях, напр. в неопротестантизме и экзистенциализме , где утверждается, что человеку «не дано стать богом», совершенством , к к-рому он стремится; неблагоприятные обстоятельства якобы не преодолеваются человеком, а принимаются им. Коммунистическая нравственность , основываясь на принципе оптимизма , опровергает идею С. Исходя из учения марксизма о безграничности исторических возможностей человека, она требует от людей неустанно стремиться к поставленной цели, не примиряться с враждебными человеку обстоятельствами, а преодолевать их, несмотря на трудности и временные поражения; искоренять недостатки в себе и быть требовательным к окружающим, непримиримым ко всякому злу.
4. Смирение - покорность - добродетель , которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал , возвышенная цель ), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение , представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.