1. Синтез – (греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии такой синтез дал неоплатонизм . В Средние века схоластика создала Суммы. Начиная, однако, с Ренессанса , ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители философии Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров. Раскрытие тайн бытия в таких синтезах не достигается, но все же они "ясно и просто показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное единство " (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что обусловлено временем и местом . Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто "верит в возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности", кто надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы далеки от завершения.
2. Синтез – объединение различных элементое целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет чтото новое к понятию субъекта : например, («любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза , свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума ». это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией – актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез – это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.
3. Синтез - процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.
4. Синтез - соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.
5. Синтез - а способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто.
6. Синтез - один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода . Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека , чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.
7. Синтез – (от греч. synthesis - соединение, сочетание) - метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство , в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие - анализ . Результатом синтеза является совершенно новое образование , свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат , а "созидательный синтез". О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель , Диалектика . Кант осн. действием мышления считал "синтез трансцендентальной апперцепции", при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.