1. Шариат – (араб. шарма, букв. - надлежащий путь ) - свод норм мусульм. права , морали, релит. предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на Ближн. и Ср. Востоке. Ш. признает частную собственность незыблемым установлением Аллаха . Распространение ка-питалистич. отношений в странах зарубежного Востока привело к уменьшению действия юридич. норм Ш. и замене их нормами бурж. права. В 70-х гг. 20 в. мусульм. теологи и правоведы усилили призывы восстановить действие правовых норм Ш. в странах, где ислам является гос. религией, выдавая это за путь обеспечения соц. справедливости и народного благосостояния. В СССР предписания Ш. действуют в обрядности и частично в быту мусульман.
2. Шариат – (араб. букв. - "надлежащий путь "; закон ) - свод мусульманских правовых и богословских нормативов, провозглашенный исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. Этот комплекс предписаний закреплен прежде всего Кораном и сунной. В Коране понятие Ш. обозначает указанный Аллахом людям через пророка Мухаммада прямой путь, следуя которым правоверный может попасть в рай. Нередко Ш. именуют "религиозным законом", а в массовом сознании Ш. обычно ассоциируется с исламским образом жизни. Законы Ш. - сумма религиозных, нравственных, юридических, бытовых правил поведения и обычаев. Нормы государственного права в Ш. соответствуют учению о мусульманской теократии (халифате). Частная собственность на недвижимое и движимое имущество объявляется священной. Ш. регулирует также внутренние побуждения и помыслы людей, их религиозные убеждения: труд и иная светская деятельность объявлены служением Аллаху , подробно предписаны молитва и омовение, пост, закат, хаджж и джихад. Предусмотренные в Ш. нормы почитаются за вечные и отвечающие сполна интересам и потребностям мусульман. Чтобы применить неизменные принципы и установления Ш. к каждому конкретному случаю в жизненной практике, правоведы прибегают к их гибкому толкованию. Вместе с тем среди теоретиков и идеологов ислама есть расхождения по вопросу о соотношении Ш. и юриспруденции (ал-фикха). Одни авторитеты по существу отождествляют Ш. и ал-фикх, другие, напротив, противопоставляют их и трактуют ал-фикх как формулирование решений в случае отсутствия в Коране и сунне готовых ответов на конкретные вопросы; существуют также трактовки синтетического характера , примиряющие указанные альтернативы. Разработка Ш. была в целом закончена в XI - XII вв. - в период развитого феодализма на Ближнем и Среднем Востоке. В ряде современных исламских государств сфера действия Ш. сужена за счет введения светских норм права. Д. В. Пивоваров
3. Шариат – комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана , где указан «прямой путь », ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущность шариата толкуются с разных позиций, прежде всего в соотношении с ал-фикхом ( правом ). Большинство теологов считают его более широкой и глубокой основой для исламской жизни, а ал-фикх – более изменчивой ее частью. В ряде исламских стран шариат узаконен в качестве основы конкретных норм,как свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям Ислама . Пять из них, называемые "столпы", являются главными: 1. очищение сознания с помощью постоянного памятования о Боге и повторения »ахады; 2. очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски – Салят, по – персидски – Намаз), которые необходимо совершать пять раз в день; 3. очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех; 4. очищение Имущество? Узнать в Финансовом словаре. Имущество - это...'>имущества перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи милостыни (Садака); 5. очищение всей жизни с помощью паломничества к святым местам Ислама ( Хадж ).