Skip navigation

Что такое Пропаганда? Значение слова propaganda, философский словарь

Значение слова «Пропаганда» в Философском словаре. Что такое пропаганда? Узнайте, что означает слово propaganda - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Пропаганда

Пропаганда – (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — популяризация и распространение политических, филос., религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание . В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание ин- дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия. Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей АУДИТОРИЯ? Узнать в Словаре иностранных слов. АУДИТОРИЯ - это...'>аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь . Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило , содержит не просто идеи , а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул. Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью . В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием , поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации. П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение , воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П. Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация , содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призывалозунга. Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических системсоциализма и капитализма . Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д. О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Пропаганда» в других словарях:

Пропаганда

- (от лат. propaganda - подлежащее распространению) -распространение политических, философских, научных, художественных идругих идей...
Энциклопедический словарь

Пропаганда

- Ж. итал. распространение какого-либо толка, учения; старание об этом, самое общество, пропагандисты..
Словарь Даля

Пропаганда

- Пpодажа.
Словарь воровского жаргона

Пропаганда

- — подлежащее распространению — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе. В бо... и еще 1 определение
Исторический словарь

Пропаганда

- (от лат. propaganda - распространение) - англ. propaganda; нем. Propaganda. 1. Система  деятельности, направленной на распр... и еще 1 определение
Социологический словарь

Пропаганда

- (от лат. propaganda - распространение) - деятельность по распространению и закреплению определенных идей и ценностей в индивидуа... и еще 3 определения
Политический словарь

ПРОПАГАНДА

- Ы, мн. нет, ж. Распространение среди населения и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, учения, знаний. П. здо-рового образа ж...
Словарь иностранных слов

пропаганда

- ПРОПАГ'АНДА , пропаганды, мн. нет, ·жен. ( ·лат. propaganda - ·букв. то, что следует распространить). Распространени...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: