1. Принцип - идеальное начало , с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда термину " принцип " придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях "принцип жизни", "Бог - высший принцип бытия и познания", "Бог - принцип всякой истины" и пр.
2. Принцип – по [2] - первоначало, руководящая идея , основное правило поведения. В логическом смысле принцип есть центральное понятие , основание системы, представляющей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма , характеризующая отношение людей в обществе.
3. Принцип – начало , исходная точка. Принципы бывают различных видов: логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека , стремящегося совершать лишь приемлемые поступки. Нравственные принципы относятся к сфере сознания; этим они отличаются от «теоретических постулатов», которые произвольно устанавливаются на основании самих себя (например, аксиоматические принципы и математические принципы вообще). Однако их применение, предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая философия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание – «божественная правдивость ».
4. Принцип – (от латинского "принципус") - основа, первоначало. Принцип есть центральное понятие , основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
5. Принцип – (лат. principum - начало , основа, происхождение, первопричина ) - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В античности онтологическое определение П. как субстанции, в своем существовании не нуждающийся ни в чем, кроме себя, делает возможным понимание бытия и основополагание философии как исследования вопроса о бытии. Предметом рассмотрения берется чаще всего природа (Милетская школа), а также идеальные сущности ( пифагорейцы , Платон ). Первоначало, или П., обусловливает необходимость , закон становления явлений. В дальнейшем прояснение предельного основания бытия становится фундаментальной задачей философии. В посткантианской традиции различаются конститутивный П. как онтологическое основание некоей действительности и регулятивный П. как инструментальное основание той или иной деятельности. В логике П. - центральное понятие системы, представляющие обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный П. абстрагирован. В этике П. как внутреннее убеждение , максима задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности. С.А. Радионова
6. Принцип – (от лат. principium - основа, начало ) - 1) в субъективном смысле осн. положение, предпосылка ( принцип мышления); см. Максима (принцип действия); в объективном смысле исходный пункт, первооснова , самое первое ( реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный, бесконечный "алейрон"; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь ( эфир ); Пифагор - число ; Анаксагор - гомеомерию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь ; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики - пневму; Спиноза - субстанцию; Лейбниц - монады; Фихте - Я; Шеллинг - абсолют ; Гегель - идею, т.е. сам по себе существующий разум ; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное . Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу; 2) основополагающее теоретическое знание , не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома , Постулат ); 3) основополагающая этическая норма , которая, согласно Канту, является или субъективной - максимой - и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент , или объективной - законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.
7. Принцип – (лат. principium — основа, первоначало) — первоначало, руководящая идея . осн. правило поведения. В ранней античной философии в качестве первоначала принимали воду, воздух, огонь , землю и т. д. П. рассматривали как выражение необходимости или закона явлений. В логическом смысле П. есть центральное понятие , основание системы, представляющее обобщение и распространение к.-л. положения на все явления той области, из к-рой данный П. абстрагирован. Под П. действия, иначе называемого максимой, подразумевается, напр., этическая норма , характеризующая отношения людей в об-ве.