Skip navigation

Что такое Полифония? Значение слова polifoniya, философский словарь

Значение слова «Полифония» в Философском словаре. Что такое полифония? Узнайте, что означает слово polifoniya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Полифония

Полифония – (от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос) - понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение , характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека , способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - " диалог ", "контрапункт", " полемика ", " дискуссия ", " спор " и т. д. Концепция полифонического диалогизма Бахтина покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор , теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла . Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением . Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма , когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт , к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер , никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение , сколько интерпретация и понимание , принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность , но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Полифония» в других словарях:

Полифония

- (от поли... и греч. phone - звук - голос), вид многоголосия,основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (...
Энциклопедический словарь

Полифония

- — многоголосие, одновременное гармоническое сочетание и движение нескольких мелодий или голосов..
Исторический словарь

полифония

- Музыкальный термин, буквально означающий совместное звучание многих голосов, многоголосие, в противоположность монофонии (монод...
Энциклопедия Кольера

Полифония

- Полифония - многоголосная музыка, в которой каждый голос имеетсамостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самы...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПОЛИФОНИЯ

- И, мн. нет, ж. 1. муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самос...
Словарь иностранных слов

полифония

- ПОЛИФОН'ИЯ , полифонии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. poly - много и phone - звук) ( муз. ). То же, что многоголосие ..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: