1. Основание - фундамент, обеспечивающий целостность сложного построения: здания, сооружения, действия, теории и т.п. С точки зрения ориентирующегося в окружающем его мире человека , для тех или иных его поступков требуются определенные основания. Понятие основание тесно связано с понятием вера . Есть ли в нашей жизни основания для веры? Похоже, что нет. Но верят же! Ассоциативный блок. В наше время у человека нет оснований для того, чтобы верить власть имущим. Моральное право "требовать воспринимать себя и свои действия на веру" ими потеряно. В этом плане очень большой интерес представляют определенные статьи кодексов.
2. Основание - суждение или идея , из действительности которых необходимо вытекает действительность др. суждения или идеи (следствия): логическое основание или основание познания. От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания или от метафизической действительности. Психологическое основание (см. Мотив ) является душевной предпосылкой всякого поступка или действия. Закон достаточного основания (principium rationis sufficientis) для всего существующего устанавливает основание, исходя из которого можно законным образом выводить отсутствие или наличие какого-либо явления.
3. Основание – — необходимое условие , являющееся предпосылкой существования к.-л. явлений (следствий) и служащее их объяснением . Процесс нахождения и изучения О. и выведения из него следствий называется обоснованием . История философии и конкретных наук представляет собой цепь поисков О. и объяснений с их помощью явлений природы и об-ва. Как категория в системе диалектической логики О. нашло свою разработку у Гегеля. О., согласно его взглядам, есть снятое и разрешенное противоречие . Разрешение противоречий, по Гегелю, становится абсолютной деятельностью и абсолютным О. В буржуазной философии после Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в общелогическом аспекте (Шопенгауэр, Вундт. Зигварт, Витгенштейн и др.). Марксистский взгляд на диалектику О. и следствия предполагает обращение к самой действительности и такой ее анализ , к-рый исключает субъективизм в подборе и интерпретации фактов, а также чисто формальные О., создающие видимость обоснования. Истинное О. вещей постигается лишь посредством раскрытия их сущности, внутренне присущих им противоречий как закона их движения и развития (см. также Достаточного основания закон ).