Skip navigation

Что такое Ничто? Значение слова nichto, философский словарь

Значение слова «Ничто» в Философском словаре. Что такое ничто? Узнайте, что означает слово nichto - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ничто

1. Ничто - 1) Отсутствие всякого бытия или его отрицание . "У ничего нет свойств" (Р.Декарт). 2) У М.Хайдеггера: ничто - активная иррациональная сила , уничтожающая бытие - прежде всего высших ценностей и святынь (см.: НИГИЛИЗМ ). 3) У Ж.-П.Сартра ничто предстает как "гниение бытия". 4) У Я. Беме : Бог по отношению к твари это "вечное Ничто" в смысле Его абсолютности и полной трансцендентности по отношению к миру, означающей, что любые категории тварного бытия отрицаются, если с ними подходить к Богу. 5) В русской религиозной философии Абсолют есть и Все, и Ничто: "Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и Все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь" (Вл.Соловьев). С.Булгаков писал: " Трансцендентный Бог есть навеки неведомая, недоступная, непостижимая Тайна , к которой не существует никакого приближения". Но Божественное Ничто - это более чем Ничто, "оно есть Сверх-что" и "Не-кто" - Субъект откровения, выступающий из мрака Ничто, чтобы явить Себя человеку Богом.

2. Ничтонебытие. Термин обозначает не столько физическое небытие (пустоту), сколько небытие в психологическом смысле : в индийской философии ничто или нирвана , означает состояние апатии, к которому индивид приходит тогда, когда он очистится от всякого желания и стремления к действию. Экзистенциальная философия , опирающаяся здесь на философию Гегеля, отвела понятию «ничто» фундаментальную роль ; по Хайдеггеру, ничто приоткрывается нам в страхе смерти; СартрБытие и Ничто», 1943) отождествил опыт ничто с опытом свободы, с помощью которой мы отказываемся от своего состояния и решаем «не быть больше тем, что мы есть»: ничто будет явлено нам в опыте отрицания, в опыте отсутствия или поражения.

3. Ничто - понятие онтологии, означающее отсутствие каких бы то ни было определенных качеств либо бытия вообще. Противоположно понятиям "нечто", " сущее ", " бытие ". В истории философии Н. нередко отождествлялось с понятием небытия; иногда небытие понималось как более абстрактное отрицание бытия. В рус. философии понятие Н. встречается у мн. мыслителей и связано с историко-философской и библейской традициями его интерпретации. Его использовали философы всеединства, начиная с В. С. Соловьева, в произв. к-рого встречаются два осн. смысла Н.: "отрицательный" (Н. как простое отсутствие, лишение бытия) и "положительный" (Н. как то, что больше или выше бытия, имеет силу над бытием, есть действительная свобода от него). Первое Н. Соловьев находит, напр., у Гегеля, у к-рого оно выступает как "чистое бытие", происходящее через простое отвлечение или лишение "всех положительных определений". Близкими Н. в этом смысле оказываются также нек-рые осн. понятия "нигилистической" религии буддизма : сансара как " пустота мучительная" и нирвана как "пустота блаженная". Второе Н. Соловьев называет "абсолютным". Последнее есть Н., поскольку "оно не есть что-нибудь", а также поскольку оно "может быть только всем". Это " начало безусловного единства", или свободы от всякого бытия и начало множественности, или "производящая сила бытия". Становление истины в человеке предполагает переход от неистины (отсутствия всеединства, близкого к понятию отрицательного Н.) к истине (всеединству). К понятию Н. обращались мн. рус. философы кон. XIX - 1-й пол. XX в. Шестов на протяжении всего своего творчества самостоятельно подходил к этому понятию, а после знакомства в эмиграции с соч. С. Кьеркегора, М. Хайдеггера и др. зап. мыслителей Н. становится у него одним из центральных понятий. Н. в его понимании - это "пустое небытие", к-рое вследствие первого грехопадения человека и его беспричинного страха перед Н. стало властелином мира (и мир стал миром Н.) и самого человека (и человек стал послушным "человеком вообще"). Антитезой Н. оказывается живая, индивидуальная вера человека, она открывает ему подлинный мир, где все необъяснимо и фантастично, где возможно и самое высокое блаженство , и ничем не ограниченная свобода. Их дарит спасаемому человеку Бог с его в основном добрым Абсурдом и властью над любой возможностью . Т. обр., человек стремится к некоему исключительно положительному Н. и в смысле веры, и в смысле открывающегося ему Бога ("Sola fide - Только верою" 1911-1914 (1916?). У Бердяева ряд его осн. понятий - "свобода", " творчество ", " личность " и др. , - связан с понятием Н. В работе "Смысл творчества" (1916) он утверждает, что свобода - это. "безосновная основа бытия и она глубже всякого бытия". С т. зр. детерминизма она есть "Н.". Но по сути является ничем не обусловленной и бездонной энергией, "мощью творить из ничего". Тайна творчества человека прямо связана с тайной свободы и не считается с законом сохранения энергии. Свобода и творчество прямо указывают на сверхприродность человека. В кн. "О рабстве и свободе человека" (1939) Бердяев говорит об укорененности свободы "в ничто , в бездонности, в небытии", прорывающем бытие и позволяющем существовать свободе и личности. Свобода - это перволоно бытия, Ungrund (предвечная "подоснова" нем. мистика Я. Беме ), некое Н., к-рое "первичнее Бога и вне Бога". Бердяев сближает Ungrund с понятием " меон " (греч. небытие; иногда "еще не бытие") античной философии. Личность, или "внутренний экзистенциальный центр" человека, как и свобода, оказывается "первичнее бытия". В творчестве Булгаков? Узнать в Энциклопедическом словаре. Булгаков - это...'>Булгакова, прежде всего в кн. " Свет невечерний" (1917), исследуется тайна земного Н. и Божественного Н. с обращением к мысли ряда философов и богословов - от Платона до Бёме и Канта. Булгаков усматривает погруженность всей твари (от ангела, человека и до всего мира) в Н., в онтологическое ничтожество. Всеобщее качество тварности - временность , т. е. " вечность , простершаяся в бытие, творчески объявшая ничто"- Предельная действительность земного .- смерть - является, согласно Булгакову, "благодеянием Отца, который не восхотел дать бессмертия злу", сатанинскому творчеству человека. Зло в понимании Булгакова есть актуализация , оживление Н. (не-сущего) вследствие тварной свободы. Поэтому после грехопадения Н. сполна излилось в мир. В конце временности, истории "человек и вся тварь воскреснет во Христе и в Нем осознает свою природу". Божественное Н. в понимании Булгакова означает безусловное отрицание всех определений: "He-бытие", или "Сверх-бытие", "Сверх-что". Он различает "He-бытие", или абсолютное трансцендентное , и "имманентно-трансцендентное", или Бога. Первое порождает мир и Бога. "Бог рождается с миром и в мире". "И Бог, и мир, - говорит Булгаков, - одинаково находятся по сю сторону Ничто, суть как бы его ипостаси , вернее, модусы ..." В творчестве А. Белый? Узнать в Этимологическом словаре Фасмера. Белый - это...'>Белого присутствует отталкивание от Н.: символическая действительность определяется им как "нечто"; идет постоянный спор между "да" и "нет", имеющим отношение ж Н. В воле человека сказать: "Нет ничего" (бытия, познания, творчества, жизни и т. д.), и все может улететь как сон. "Все ценно лишь постольку, поскольку нам намекает" (на "нечто"). Говоря о символике цветов, он связывает белый цвет с логики. Полнота - это...'>полнотой бытия, с Богом, а черный - с "небытием, хаосом". Черный цвет "определяет зло как начало, нарушающее полноту бытия, придающее ему призрачность". Воплощение небытия в бытие символизирует, по А. Белому, серый цвет, "серединность" и " двусмысленность ". В философии Лосева также используются понятия небытия ("меона"): "меон" есть необходимый иррациональный момент в самой рациональности сущего". В его "Философии имени" (1927) говорится о "меонизации логоса ", т. е. об учении о непрерывности и пределе в дифференциальном и интегральном исчислении математического естествознания. В работе " Музыка как предмет логики" (1927), рассматривающей единство математики, философии и музыки, Лосев детализирует " учение о логосе меона", понимая, напр., чистое музыкальное бытие как "предельную бесформенность и хаотичность", "абсолютное взаимопроникновение бытия и небытия", т. е. абсолютное тождество логического и алогического моментов.

4. Ничто - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания (см. Негация ). Это отрицание может иметь лишь относительный смысл , означая отсутствие свойств, состояний, процессов в определенном нечто, или абсолютный смысл, если речь идет об отсутствии бытия как такового. Иудейскохрист. космология пытается доказывать, что Бог создал мир из ничего; Платон и Плотин рассматривают материю как неистинно сущее , как me on (" ничто "). В инд. философии (см. Нирвана ) говорится о переходе бытия в ничто. В философии Гегеля бытие и ничто, как чистые абстракции, тождественны по содержанию. Согласно диалектическому принципу , бытие превращается в ничто; их синтезисом является становление . Сторонники экзистенциализма утверждают, что "ничто" обнаруживается лишь благодаря страху . В этом страхе заключен ужас перед всем тем, чем в действительности является "ничто". Сущность "ничто" - превращение в ничто, отсылание к сущему, погружающемуся в целое, т.е. к недействительности всего сущего. "Страх перед светлой ночью ничто порождает первоначальное откровение бытия как такового: обнаруживается, что оно есть нечто сущее, а отнюдь не ничто... И только потому, что ничто открывается в самой основе существования, сущее может вызвать у нас удивление, и осн. вопрос метафизики встает в формулировке: почему вообще существует сущее, а не ничто?" (Heidegger, Was ist Metaphysik?, 1949). У Сартра ничто не имеет собственного бытия, его бытие заимствовано у сущего, которое является истинным, - и не больше. Если бы даже все бытие исчезло, то все равно не установилось бы безраздельное господство небытия - его власть была бы поделена с исчезнувшим бытием.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Ничто» в других словарях:

Ничто

- Категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытиеконкретного сущего или же отсутствие бытия вообще..
Энциклопедический словарь

Ничто

- Местоим. отриц. для предметов неживых, неодушевленных, безличных, как никто для личных; никакая вещь, никоторый предмет, ни одно д...
Словарь Даля

Ничто

- См. ничтожество. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

ничто

- Укр. нiщо, др.-русск., ст.-слав. ничьто(же), наряду с ничьже (Клоц.), род. п. ничесо, болг. нищо, сербохорв. ништа, род. п. ничега...
Этимологический словарь Фасмера

ничто

- НИЧТ'О , Ничего, ничему, ничем, ни о чём ( см. §72 ), ср. , мест. ·отриц. 1. Ни один (предмет, дело, явление). "...
Толковый словарь Ушакова