Skip navigation

Что такое Неомарксизм? Значение слова neomarksizm, философский словарь

Значение слова «Неомарксизм» в Философском словаре. Что такое неомарксизм? Узнайте, что означает слово neomarksizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Неомарксизм

1. Неомарксизм - понятие , используемое: а) в узком смысле - для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле - для Обозначение? Узнать в Словаре Ожегова. Обозначение - это...'>обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм ("сталинизм") 1930-1980-х, выступавший, как правило , под наименованием " марксизм-ленинизм ". Н. тем самым в известном смысле выступил как итог социально-философского творчества мыслителей, отвергавших позитивистскую критику классического марксизма, но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма , "философии жизни", позже - парадигмами экзистенциализма и структурализма . (Тем самым осознанно разграничивались теоретическая конструкция и мировоззренческое ядро марксизма, с одной стороны, и эклектичный набор идеологических мифологем большевистского типа, обрамлявших его, с другой .) Предельно высокий уровень мировоззренческого разброса и идеологических предпочтений, присущий сторонникам Н. (Д.Лукач, А.Грамши, Беньямин, Хабермас, В.Райх, Маркузе, Фромм, Мерло-Понти, Л.Гольдман, С.Стоянович, Блох, Альтюссер, Л.Коэн, Ч.Р.Миллс и др.), выдвигают в качестве главной проблемы идентификации и самоидентификации Н. не только проблему доминирующих исследовательских методик, но и вопрос о тех реальных явлениях социальной действительности 20 в., которые не могут быть удовлетворительно объяснены и адекватно интерпретированы вне той или иной степени обращенности к миропредставлениям Маркса. Представители Н. опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм . Предполагается акцент на: 1 ) Особую роль и значение общественно-исторической практики; на логическом уровне это нашло свое выражение в процедурах апплицирования собственно философских понятий на модели описания процессов экономического и общесоциологического порядка; тематизировавшись подобным образом, первые начали выступать как "отражения" категориальных рядов политэкономии и социологии. 2) Важность преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещнения (по модели ГУЛАГа и Освенцима) человека ; можно фиксировать даже некую центрацию Н. на категорию " отчуждение ", выступающую аналогом концептов "формальной рациональности" М.Вебера и "рационализации" Фрейда. Как результат многомерного отчуждения в Н. трактуется не только социально-экономическая структура антагонистических обществ, но и наличная предметно-вещественная организация мира людей как таковая. 3) Перспективная установка на разностороннее удовлетворение подлинныхизвечной проблемой: "а судьи кто?" -А.Г./ человеческих потребностей. 4) Признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех. Одновременно в рамках Н. полагается принципиально неприемлемой идея социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация , сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товарно-денежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду " либо "по потребностям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне высокотрагичной реальной практики. Аналогичные результаты становились очевидными также и в рамках многих парциальных экономических и Глобальный? Узнать в Словаре Ожегова. Глобальный - это...'>глобальных мысленных экспериментов. Трактуя базовые принципы радикального гуманизма Маркса исключительно как критические и конечные регулятивные, а отнюдь не как конститутивные и резолютивные, сторонники Н. полагают, что указанные принципы (в контексте и рамках многоуровневых опосредовании) вполне приложимы к процедурам корректных и разносторонних оценок как феноменов наличной социальной практики, так и проектируемых общественных трансформаций. (По выражению Дж.Гэлбрейта, Маркс является "слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам...".) В ходе концептуально-теоретической эволюции Н. обнаружил также и собственные существенные характеристики, могущие быть признанными как результат инкорпорирования ряда значимых философских подходов и модных Интеллектуальный? Узнать в Словаре Ожегова. Интеллектуальный - это...'>интеллектуальных веяний 20 в. в массив переосмысливаемого марксизма. Гипотетический ход и развертывание всемирной истории интерпретируются в Н. как фатально-необратимый процесс всевозрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирующее сумасшествие разума (ср. со схемой "самообретения" абсолютной идеи через восхождение к самой себе у Гегеля). Сторонники Н. рассматривают грядущую антикапиталистическую революцию как " конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума. Естественно сопрягающийся с этой идеей определенный нигилизм в отношении традиционных ценностей духовной культуры, интеллектуальный экстремизм, нередко достигающий степени мировоззренческого террора, - объясняют приверженность Н. со стороны маргинальных общественных слоев и социальных групп-аутсайдеров во всем мире. В современных исследовательских традициях , обозначающих себя как марксистские, неомарксистские или постмарксистские, равно как и в школах и направлениях немарксистского и антимарксистского толка сколько-нибудь корректное обозначение Н. отсутствует и в конце 20 в.

2. Неомарксизм - совокупное обозначение для марксистски ориентированных философских течений, критически настроенных по отношению к догматическому марксизму , служившему официальной идеологией в странах бывшего социалистического блока. В рамках Н. можно выделить два основных противостоящих друг другу направления: "диалектико-гуманистическое" и "сциентистское". Основополагающими для первого направления считаются работы Лукача, Карла Корша, Грамши. Выступая против объективистско-натуралистической тенденции истолкования диалектического и исторического материализма , это направление стремилось поставить в центр философствования человека как субъекта исторического действия. Философия целиком ориентируется на общество , тогда как природа рассматривается сквозь призму познавательного и практического отношения к ней человека. Многие представители данного направления апеллируют к ранним работам Маркса, прежде всего к "Экономическо-философским рукописям 1844 года", в которых исследуется проблема отчуждения. В то же время Н. часто использует элементы иных философских концепций, что создает в рамках "диалектико-гуманистического" направления спектр различных течений. Среди них можно выделить следующие. а) Франкфуртская школа , выступающая одновременно как критическая теория общества и опирающаяся на неогегельянский вариант диалектики - "негативную диалектику". Наиболее интенсивно апеллируют к марксизму Беньямин, А. Шмидт, О. Негт, Хабермас. б) Фрейдомарксизм, зародившийся в 20-е и получивший широкое распространение в 60-е и 70-е годы. Фрейдомарксизм является попыткой синтеза личностной проблематики фрейдизма или неофрейдизма с социальной проблематикой марксизма. Он исследует деформацию психической структуры личности в условиях современного индустриального общества и ищет пути ее преодоления. Сюда относятся "сексуально- экономическая социология " Райха, концепция "одномерного человека" и "сексуальной революции" Маркузе, а также " гуманистический психоанализ " Фромма. в) Экзистенциалистский марксизм, сложившийся во Франции в 50-60-е годы под влиянием позднего Сартра. Варианты этого типа марксизма представлены в работах Мерло-Понти " Гуманизм и террор" (1947), "Приключения диалектики" (1955), а также в произведениях философов, группировавшихся вокруг журналов "Socialisme ou barbarie" (К. Касториадис, Лефорт) и "Arguments" (К. Акселос, А. Лефевр, Э. Морен, Ф. Шатле, П. Фужейролла). Центральная проблематика этих авторов - человеческая субъективность , отчуждение и восстановление целостности человека. В начале 60-х годов сходную позицию занимал Р. Гароди, впоследствии эволюционировавший в направлении религиозной философии. Идеи , близкие к франц. экзистенциалистскому марксизму, разрабатывали Э. Фишер и Ф. Марек в Австрии, А. Шафф в Польше, К. Косик в Чехословакии. г) Феноменологический марксизм, получивший распространение главным образом в Италии и США. Основные представители - Э. Пачи, П. Пиконе, а также их последователи, объединившиеся вокруг журналов "Aut Aut" и " Telos ". Пачи стремится к созданию категориального аппарата, сочетающего понятия марксизма и феноменологии. Цель истории ( телос ), по Пачи - преодоление "объективации", если пользоваться терминологией Гуссерля, или "отчуждения" (по Марксу) и создание "интерсоциализма", т.е. общества, построенного на взаимоотношениях людей как субъектов. д) "Будапештская школа" (А. Хеллер, М. Вайда, Д. Маркуш, Ф. Фехер, А. Хегедуш) и примыкающие к ней некоторые философы из других стран, ориентирующиеся работу Лукача " История и классовое сознание " (1923). От идей раннего Лукача отправляется также Гольдман. е) Группа " Праксис ", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходившего в Загребе (Г. Петрович, Л. Враницкий, Р. Супек, М. Маркович, С. Стоянович и др). Исходя из идей раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, эти авторы поставили в центр своей философии понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом. Стремясь осмыслить познание как творчески активный процесс , они отвергли теорию отражения как "недиалектическую". Особое место в "диалектико-гуманистическом" направлении Н. занимает "философия надежды" Блоха, которая, хотя и связана с субъект-объектной парадигмой, выходит за рамки социальной проблематики, приобретая характер онтологии. Если представители "диалектико-гуманистического" направления находят традиционный марксизм-ленинизм недостаточно человечным, то "сциентистское" направление оценивает его как недостаточно научный. К этому направлению относятся течения, рассматривающие марксистское учение об обществе как нефилософскую, конкретную науку. Философия сводится к методологии познания. Ставится задача придать историческому материализму строго научную форму. В рамках "сциентистского" Н. следует выделить, прежде всего: (а) Течение, возглавляемое Альтюссером, который впервые выступил с критикой "диалектико-гуманистического" направления под лозунгами "теоретического антигуманизма", "антиисторицизма", "антиэмпиризма" и "антиидеологизма"; у Альтюссера немало последователей не только во Франции (Э. Бали-бар, Д. Лекур, П. Реймон), но и в других странах, в том числе в Латинской Америке и Африке. В Великобритании в 70-е годы возникло течение "постальтюссерианства" (Б. Хиндесс, П. Хёрст). (б) Некоторые авторы (живший во Франции греч. философ Н. Пулантзас, нем. философ В.Ф. Хауг и др.) соединяют идеи Альтюссера с идеями Грамши, (в) К "сциентистскому" течению Н. относят также Г. делла Вольпе и его последователей в Италии. Исследовав различные варианты решения проблемы общего и частного в истории философии, Г. делла Вольпе пришел к выводу о непригодности философских абстракций для конкретно-научной работы. Необходима "специфическая логика специфического предмета ", использующая специфические, "определенные" абстракции. Задача философии - разработка метода получения таких абстракций - метода движения от конкретного к абстрактному и обратно. Философия, таким образом, сводится к методологии, (г) К "сциентистскому" Н. следует отнести " аналитический марксизм" - течение, возникшее в конце 70-х годов в Великобритании и США и стремящееся развивать учение об обществе на основе методов современной науки. Коэн применил к данному учению функциональный подход , Дж. Элстер и Дж. Рёмер - теорию игр и модальную логику. На основе этих методик исследуются мотивы человеческого поведения, строятся соответствующие модели, переосмысливаются и уточняются многие категории исторического материализма. К Н. принадлежат также некоторые течения, не укладывающиеся в два описанных направления. Это - группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения, а также некоторые исследователи проблем "третьего мира" и капитализма как мировой системы (А.Г. Франк, И. Уоллерстайн) и социологи (Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер и др.), и, наконец, представители марксистского феминизма (Н.-Э. Тевенен, К. Бюси, М.Р. делла Коста и др.). М.Н. Грецкий Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М, 1980; Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991; Давыдов Ю.Н. Социоцентристская диалектика "неомарксизма" // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987; К. К. Gorman. Neomarxism: The Meanings of Modern Radicalism. L., 1982; Z. Baranski, J. Short (eds). Developing Contemporary Marxism. L.,1985.

3. Неомарксизм - понятие , используемое: а) в узком смысле - для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле - для Обозначение? Узнать в Словаре Ожегова. Обозначение - это...'>обозначения направленности и теоретических оснований исследований мыслителей, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм (" сталинизм ") 1930-1980-х, выступавший, как правило , под наименованием " марксизм-ленинизм ". (Тем самым осознанно разграничивались теоретическая конструкция и мировоззренческое ядро марксизма, с одной стороны, и эклектичный набор идеологических мифологем большевистского типа, обрамлявших его, с другой ). Предельно высокий уровень мировоззренческого разброса и идеологических предпочтений, присущий сторонникам Н. (Лукач, Грамши, Беньямин, Хабермас, Райх, Маркузе, Фромм, Мерло-Понти, Гольдман, С. Стоянович, Блох, Альтюссер, Л. Коэн, Миллс и мн. др.), выдвигают в качестве главной проблемы идентификации и самоидентификации Н. не только проблему доминирующих исследовательских методик, но и вопрос о тех реальных явлениях социальной действительности 20 ст., которые не могут быть удовлетворительно объяснены и адекватно интерпретированы вне той или иной степени обращенности к миропредставлениям Маркса. Опираясь на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм , предполагающий акцент на: роли и значении практики; важности преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещнения (по модели ГУ-ЛАГа и Освенцима) человека ; удовлетворении подлинных человеческих потребностей; свободном развитии каждого и любого индивида как условии свободного развития всех, - сторонники Н. не приемлют идею социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация , сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товаро-денежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду " либо "по потребностям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне высокотрагичной реальной практики. Аналогичные результаты становились очевидными также и в рамках многих парциальных экономических и глобальных мысленных экспериментов. Трактуя базовые принципы радикального гуманизма Маркса исключительно как критические и конечные регулятивные, а отнюдь не как конститутивные и резолютивные, сторонники Н. полагают, что указанные принципы (в контексте и рамках многоуровневых опосредовании) вполне приложимы к процедурам корректных и разносторонних оценок как феноменов наличной социальной практики, так и проектируемых общественных трансформаций. (По выражению Гэлбрейта, Маркс является "слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам..."). В современных исследовательских традициях , обозначающих себя как марксистские, неомарксистские или постмарксистские, равно как и в школах и направлениях немарксистского и антимарксистского толка сколько-нибудь корректное обозначение Н. отсутствует и в конце 20 в. А. А.Грицанов

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Неомарксизм» в других словарях:

Неомарксизм

- - англ. NeoMarxism; нем. Neomarxismus. Течения западной обществ, мысли, по разному интерпретирующие учение  К. Маркса (в ду... и еще 2 определения
Социологический словарь

Неомарксизм

- - течение общественно-политической мысли (30- 70-е гг. XX в.). Термин "Н". обозначает совокупность марксистских и марксистски ор...
Политический словарь

Связанные понятия: