Skip navigation

Что такое Надежда? Значение слова nadejda, философский словарь

Значение слова «Надежда» в Философском словаре. Что такое надежда? Узнайте, что означает слово nadejda - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Надежда

1. Надежда - ожидание должного, соединенное с уверенности в его осуществлении. Присуща сердцу человека , тесно связана с его верой и любовью и является признаком его духовного здоровья. В ней - вера в осмысленность происходящего несмотря на отсутствие полноты его понимания и чувство ответственности несмотря на собственное бессилие. Жизнь человека обессмысливается, если он теряет надежду. Она сверхкосмична и сверхразумна, но должна раскрыться также и в мышлении человека, что затруднено в тех случаях, когда мышление человека слабо связано с его сердцем. Чувство абсурда нашего мира, распространенное в современной философии и литературе, в одних случаях - признак слабости связи сердца и мышления, а в других - духовной опустошенности или порочности. Надежда ищет в жизни не столько то, что есть, а скорее начатки будущего и "точки роста" новой жизни. Христианская вера тоже ориентирована творимую Богом реальность . Философия надежды внутренне связана с порывом души к Высшему, со странствием, духовным продвижением по пути, ведущему в Царство. Г.Марсель писал, что истоки и устья надежды находятся не в нашем мире: " Архетип надежды - это надежда на спасение "; она как бы "включает в виде постулата утверждение , что реальность выходит за пределы всякого возможного расчета, как если бы она стремилась соединиться при помощи какого-то тайного свойства с принципом, скрытым в основе вещей, или, скорее, в недрах событий, который презирает расчет".

2. Надеждаэмоциональное переживание , которое рождается, когда человек ожидает определенное событие . Надежда отражает вероятность того, что нечто может осуществиться. В религиозной философии ожидание истинного (духовного) блага , источником которого признается высшее существо Бог. Как состояние духа надежда есть преодоление настоящего, устремленность в будущее . Однако и за пределами религиозного сознания надежда на осуществление, исполнение желаемого выражает одну из важнейших характеристик человеческого существования – «пребывания» человека не в жестко детерминированном (предопределенном), а в вероятностном, неопределенном мире. Надо подчеркнуть, что вместе с верой и любовью , надежда составляет ценностную оптимистическую основу человеческой жизни и очень важна для творения добра и самосотворения своей софийной духовности. На взгляд составителя словаря, М.Мамардашвили несправедлив в критике феномена человеческой надежды.

3. Надежда - (1) - эмоциональное переживание , возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) - общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состоящие в качестве ценности . В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию (см. этимологическое единство надежды и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм . Согласно античному мифу, в "дарах" разгневанного Зевса людям один факт дарования Н. уравновешивает собою все содержимое ящика Пандоры (по версии Гесиода, Пандора , созданная Богами для отмщения людям, получившим от Прометея огонь , не только выпускает из сосуда несчастья, ненависть , пороки и болезни, но и закупоривает сосуд, оставляя на его дне Н. и тем лишая человечество не только перспективы, но и последней отрады). В христианской традиции Н. выступает одним из семантических центров триединого комплекса универсальных человеческих ценностей: Вера - Н. - Любовь , выражая идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и - сверх того - милосердии Божьем (согласно апостолу Павлу, Н. "для души есть как бы якорь безопасный и крепкий", "твердое утешение" (Евр., 6, соотв. 19 и 18). Акцентированный статус Н. как универсалии культуры в европейском менталитете фиксирует такую особенность культуры западного типа, как ее остро субъективно, лично переживаемая векторная устремленность вперед: примат будущего перед прошлым и настоящим предполагает постоянное вхождение личных и социальных футурологических проекций в настоящее , отказ от принятия наличного настоящего в качестве финального состояния, окончательного приговора судьбы и т.п. В особом отношении Европы к феномену Н. находит свое выражение открытость западной культуры будущему как миру возможного. В зрелых формах европейской культуры на этой основе оформляется идея игры-Play в отличие от игры-game: великая, серьезная и доверчивая Игра как открытость непредвиденным формам своего бытия, открывающая, в свою очередь, его непредсказуемые возможности, (Э. Финк, Р. Кайюа). Психологический феномен сохранения Н. при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов (на базе сильной субъективной мотивации) также осмыслен в европейское культуре как ценность и конституируется в качестве отрефлексированной сознательной поведенческой парадигмы, возводясь в ранг жизненного принципа и приобретая в культуре статус приоритетной мировоззренческой позиции . Пронизывает собою всю историю Европы - от "dum spiro spero" до "Н. умирает последней". Как калька лат. Spem, так и соответствующие существительные во многих романских и славянских языках восприняты соответствующими национальными традициями в качестве женских имен (фр. Esperance, исп, Esperanza, восточно-славянские Н., Надзея, Надия и др.)., причем христианский календарь выражает культурно-семантическое единство аксиологического комплекса веры, Н. и любви: по православным святцам родившимся 17 (30) сентября девочкам выбирали имена из ряда "Вера, Н., Любовь и мать их София ". (Интересно, что сохранив легшую в основу данного праздника легенду о четырех христианских мученицах, гонимых римским императором Адрианом (2 в.), европейская культура переосмыслила семантический гештальт легенды в духе классического западного рационализма : Sophia, мудрость , выступает "матерью", основой и истоком общечеловеческих ценностей, даже наиболее эмоционально окрашенных). Выступает одной из основополагающих категориальных структур в экзистенциалистской ветви современной философии (Марсель и др.). В рамках современного неотомизма оформляется " теология Н." (с 60-70-х 20 в.), центрирующаяся вокруг понятия Н., трактуемой не только как психологическое состояние , но и как онтологическая характеристика бытия. Развиваясь в русле политической теологии, "теология Н." конституируется как концепция "революционного милленаризма " (см. Хилиазм ). В рамках "теологии Н." надеяться - значит мыслить будущее в неразрывной связи с настоящим, преобразованным в соответствии с будущим идеалом, гарантом осуществления которого выступает Божественное соучастие (В. Панненберг, Ф. Чайлдз). Таким образом, христианская Н. понимается "теологией Н." как своего рода активная жизненная позиция , ориентированная на утверждение царства любви, свободы, справедливости и добра. См. также Блох. М.А. Можейко

4. Надежда – — одна из осн. категорий аксиологии. обращенная в будущее . Н.— радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека . В этике христианства Н. (особенно на посмертное воздаяние) наряду с верой и любовью принадлежит к числу гл. добродетелей. Для Канта вопрос “На что я смею надеяться?” — один из трех важнейших вопросов философии (два др.— “Что я могу знать ?”, “Что я должен делать?”), ответ на него дает философия религии и культуры. Философия декадентства (Ницше) рассматривает Н. как неумышленный обман . Марксизм , отвергнув религиозное истолкование Н. и не оперируя этим понятием , на деле положил его в основу концепции будущей социальной гармонии. Это правильно почувствовал Блох (“ Принцип надежды”). Н.— светлый луч, освещающий человеку путь вперед. Н. в ее подлинно научном содержании — категория философии, обращенной в будущее, каковой и является диалектический материализм .

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Надежда» в других словарях:

Надежда

- Парусное судно первой российской кругосветной экспедиции(1803-06, совместно с "Невой") И. Ф. Крузенштерна. Построено в 1802,водоиз... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Надежда

- Надежа, надежный и пр. см. надеяться..
Словарь Даля

Надежда

- Имя заимствовано из старославянского языка. Древнерусская форма этого имени - Надежа. Надежда часто бывает единственным ребенком в...
Словарь имён

Надежда

- Вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Надежда

- На Западе символизируется якорем, либо женщиной с шаром, рогом изобилия, грушей или ульем. Иногда голову этой женщины венчает гале...
Словарь символов

Надежда

- Чаяниеупование.
Словарь синонимов

Надежда

- Парусное судно, построено в 1802, водоизмещение 450 т, флагман первой российской кругосветной экспедиции (1803-06), командир И....
Исторический словарь

надежда

- Заимств. из цслав.; ср. народн. надежа, блр. надзежа, др.-русск. надежа (Нестор, Жит. Феодос.), ст.-слав. надежда (Супр.), болг. н...
Этимологический словарь Фасмера

надежда

- Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.). великая, верная, ветреная, вольнолю...
Словарь эпитетов

надежда

- НАД'ЕЖДА , надежды, ·жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности о...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: