Skip navigation

Что такое Медитация? Значение слова meditaciya, философский словарь

Значение слова «Медитация» в Философском словаре. Что такое медитация? Узнайте, что означает слово meditaciya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Медитация

1. Медитация – (лат. meditatio, meditor - размышляю, обдумываю) — психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что выражается в расслабленности человека , отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. — йога . М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и «приобщения» его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., « духовные упражнения » иезуитов, « учение о пути» в мусульм. суфизме . Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме .

2. Медитация – (лат. meditatio - размышление , обдумывание) - 1) углубленное размышление, относящееся к духовной истине и осуществляемое в благоговейном предстоянии и созерцании. В древней философии к медитации обращались, чтобы глубже войти в познание истин, относящихся к миру в целом и запредельному бытию, и достичь духовного единства с реальностью . 2) В христианстве: внутренняя молитва , соединенная с сосредоточением мысли на содержании молитвы. Это пути осуществления замысла Божия о спасении в данной конкретной ситуации и в более общем плане . Для медитации необходимы не только духовная пробужденность и способность отвлекаться от чувственного опыта , но и внутренне собранный и развитый ум, любовь к Богу. Это молитва не только сердца человека , но и его разума . Медитацию отличают от созерцания - высшего вида молитвы, когда нет нужды в мыслях и словах.

3. Медитация – (от лат. " размышление ") - сосредоточенное размышление о каком-либо предмете , в ходе которого достигается полная концентрация сознания, отвлечение от внешне-случайных обстоятельств, необычная ясность понимания сущностной стороны объекта . М., как правило , опосредуется вспомогательными процедурами: созерцанием определенного объекта (часто условного, не относящегося непосредственно к предмету М.), ритуальными действиями, использованием материальных средств медитационного сосредоточения (четки, мандала , янтра, символы , мантры и др.). В качестве способа познания М. наиболее широко распространена в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках , религиозной деятельности. Сам принцип М. тесно сопряжен с центральной гносеологической установкой философского мистицизма : познание сущности универсума возможно благодаря непосредственному проникновению в глубь собственного сознания. Практически все философские учения, так или иначе утверждающие иллюзорность, несубстанциональность феноменального мира, эзотерический характер первореальности, используют те или иные элементы М. для подготовки адептов, дисциплинирования чувственноэмоциональной сферы, интеллектуального тренинга. Особо важное значение М. имеет в теории и практике восточных (индийской, китайской, японской) типов философии. Принципиальные основания М. как мистико-познавательной и психотренинговой практики существенно отличны от иных, традиционных для религиозной философии, методов познания, таких как откровение (поскольку оно не зависит от какой бы то ни было активности субъекта ), мистический экстаз (т. к. это состояние трансцендирования порой неподконтрольно интеллекту и сродни художественному вдохновению, инсайту ), духовидение и др·. По сути, М. в сравнении с перечисленными способами познания представляет собой наиболее методически и теоретически обоснованный вариант, требующий специальных усилий, а не только предрасположенности субъекта. Некоторые элементы медитативных практик из арсенала восточной религиозной культуры используются в современное время вне всякой осмысленной связи с их происхождением в качестве средств психотренинга. Е. В. Гутов

4. Медитацияинтенсивное, проникающее вглубь размышление , погружение умом, подсознанием в предмет , идею и пр., достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание , как внешних (звук, свет ), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение). Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения и целей медитирующего. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке. Восточный тип медитации, представленный всеми формами йоги в Индии, в Тибете, даосизмом в Китае и др., предполагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолютеситуация , реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством , суфизмом трактовало ее как слияние в любви двух личностей – человеческой и божественной. В 20 в. методики медитации разрабатываются в некоторых школах психологии как системы психофизической и духовной тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и совершенствование личности.

5. Медитация – (лат. meditatio - размышлять, обдумывать, инд. аналог - дхиана , кит. - цинь лу - " размышление в тиши") - форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры головного мозга человека под воздействием медитативной тренировки вырабатывать необычные сочетания очагов возбуждения и торможения, продуцировать яркие образы , вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме , оперировать эндорфинами (внутренними наркотиками) и гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции человека. В религиозной практике М. применяется в контексте мистики с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми. В качестве культурного феномена М. могут функционировать также в качестве духовных упражнений, позволяющих усовершенствовать способности человека, выступая в качестве психической первоосновы различных форм физической культуры. Всестороннее развитие получили М. на Востоке, став неотъемлемой частью не только религии, но и всей культуры, наложив отпечаток на все виды деятельности. Родиной наиболее разветвленных, многогранных и всесторонне разработанных религиозно-медитативных систем была и остается Индия. Медитативностью проникнута практика йоги , состоящая из этической и физической подготовки, дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира, их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, медитативного умозрения и созерцания. Целью йоги, ее высшей ступенью является состояние " самадхи ", экстатического озарения и просветления, обеспечивающее, согласно учению йоги, непосредственное слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной. Другую всеобъемлющую религиозно-медитативную систему предложил буддизм . Он рассматривает М. как одно из важнейших средств предотвращения сопутствующих жизни страданий и достижения нирваны - внематериального состояния души. Медитативная практика буддизма направлена на последовательное преодоление жажды телесной жизни для жизни вечной и складывается из целенаправленного подавления, вытравления эмоций, воли, словесного мышления. Идя этим путем, буддистский архат ( посвященный , монах) стремится впасть в состояние сатори ( озарение , прозрение), в котором стать способным узреть свое истинное "я" и мир духовных сущностей, открытый Буддой. В Китае не без индийского влияния также сформировались две высокоразвитые религиозно-медитативные системы даосизм и чань-буддизм. Даосская техника М. заключается в овладении психической энергией ци, выработке в организме человека различных веществ здоровья и достижение на этой основе физического бессмертия. Чань-буддизм, именуемый в Японии дзен-буддизмом, представляет собой неиндийский вариант буддизма, само название которого "чань", "дзен" скопировано с санскритского слова "дхиана" и означает не что иное, как М. Чаньские (дзенские) способы медитирования делают упор на двигательную активность , вчувствование в природу и так называемое мгновенное озарение, возникающее под действием стресса . Особое направление медитативной практики возникло в индийском и китайском тантризме . Основными медитативными приемами тантризма были углубленное чтение священных текстов (тантр), перемежаемое видениями (даршанами), произнесение и пение особых сочетаний звуков (мантр), экстатические танцы, сопровождаемые магическими жестами (мудрами), длительное вглядывание в символические изображения (ян-тры), особая психосексуальная практика. В мусульманском суфизме также содержится определенная система медитативного тренинга. Развитые системы медитативной практики содержались также в иудейской каббале и христианском иси-хазме. В Европе М. систематически являлись в мистериях древней Греции, в языческих культах Рима. С приходом эры христианства в роли М. используется молитва . В Европе М. с самого начала имели коренные отличия от медитативных практик стран Востока. Они не абстрагировались от словесного мышления с его логикой и использовали формулы словесных внушений. С возникновением конкретной науки и ее обращением к человеческой психике феномен М. стал предметом специального исследования: стала изучаться роль целенаправленного внушения в лечении болезней, была создана гипнология как наука о гипнозе , в 19 в. аптекарь Куэ предложил систему психотерапевтического самовнушения. Первая такая научно-медитативная психотехника была создана психотерапевтом И. Шульцем и получила название аутотренинга. Источниками аутотренинга послужили современная теория гипноза и индийская йога . Основным отличием психотренинга Шульца от восточной М. явился вербальный, словесный характер внушений. Во второй половине 20 ст. на Западе резко усилился интерес к культурному наследию Востока в том числе, и к М., осмысленной в западном культурном контексте в качестве психотерапевтического средства и элемента практической деятельности человека. (См. также: Мистика , Исихазм , Тантризм, Йога, Буддизм, Суфизм). Л,В. Кривицкий

6. Медитация - четвертая необходимая форма интеллекто - и субъектооборазующей деятельности человека . Первые три хорошо известны: 1) рациональная - центры выработки умения мыслить, рационально постигать окружающий мир и приобщаться к миру знаний (академические институты и учебные центры); 2) сенсорная и сенсомоторная - воспитывающие чувства учреждения искусства спорта, где человек удовлетворяет свою потребность в зрелищах, в катарсисе (очищении души силой эмоциональной встряски, образных переживаний); 3) исповедальная - приобщение в храмах к вере, к светлым идеалам Абсолюта , к очищению совести пред ликом высшей нравственности и высшего судии; 4) отсутствующая институциональная форма, необходимая быть в обществе для осуществления процесса систематического укрепления воли, самообладания, выдержки человека путем сурового тренажа его внутреннего духовного мира во имя реализации тезиса Сократа " Познай самого себя " и погружение сознания в подсознание , в скрытые уровни координации движений (таковых специалисты насчитывают шесть); сосредоточенное размышление с погружением вглубь сознания, вслушивание в себя с полным отключением внимания на восприятие внешних явлений.

7. Медитация – (от лат. meditatio размышление ) - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет , идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание , как внешних (звук, свет ), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте - ситуация , реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством , трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Медитация» в других словарях:

Медитация

- (от лат. meditatio - размышление) - умственное действие, целькоторого - приведение психики человека в состояние углубленности исос...
Энциклопедический словарь

Медитация

- Медитация (от лат. meditatiо - размышление) - измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (...
Психологический словарь

Медитация

- Умственное действие, направленное на приведение ума и психики человека в состояние сосредоточенности. В психологическом плане меди...
Религиозный словарь

Медитация

- — психическая активность личности, целью которой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. Предполагает опред...
Исторический словарь

Медитация

- (от лат. meditatio - размышление) - англ. meditation; нем. Meditation. 1. Умственный процесс ,  направленный на приведение...
Социологический словарь

МЕДИТАЦИЯ

- И, ж. Сосредоточенное размышление. Предаваться медитации. Медитативный - характеризующийся ме-дитацией, медитациями..
Словарь иностранных слов

медитация

- Духовные практики буддизма и индуизма. Сегодня самое распространенное название опьянения галлюциногенами ("Взяли кислоты в клубе и...
Словарь наркотического сленга

Связанные понятия: