1. Кальвинизм - одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут этого изменить. С учением об абсолют . предопределении связаны кальвинист, представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме », в к-рых выражен дух «бурж. бережливости», а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается « слово божье», выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен- Почитание креста , икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды . Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии - во Франции ( гугеноты ), в Шотландии и Англии ( пуритане ), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегациона-лизмом.
2. Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля ; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте , открывают человеку возможность обрести веру и благодать , а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически - как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.