1. Интроекция – (лат. intro - движение внутрь и jacio - бросать) - в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. Понятие И. было введено в научный оборот Ференци для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекций. Фрейд истолковывал И. как психический механизм , являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго ("Сверх-Я"). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате И. В психиатрии И. понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.). В.И. Овчаренко
2. Интроекция – (от лат. intro внутрь и iacere - бросать) - одушевление, наделение чувством (" вчувствование "); по Авенариусу, человек вкладывает в себя и своих собратьев представления об окружающих элементах как внутренние состояния, благодаря чему и происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на "внутренний" и "внешний", на " объект " и " субъект ". Таким же образом возникают, согласно Авенариусу, и др. представления: душа , бессмертие , дух (см.: Р. Авенариус, Критика чистого опыта . СПБ, 1908).
3. Интроекция – (лат. intro — внутрь, iectio — вбрасывание) — понятие , введенное Авенариусом для истолкования и критики натуралистического и созерцательного (метафизического) материализма , в противовес к-рому он выдвинул теорию “принципиальной координации”. По Авенариусу, И.— это недопустимое “вкладывание” в сознание индивида специфически духовного образа , идеального, что приводит к дуализму . Однако диалектический материализм , раскрывая общественно-практическую природу идеального, не сводит его к состояниям лишь индивидуального сознания, рассматривая его как отражение материального. Критика теории И. дана Лениным в “Материализме и эмпириокритицизме ”.