Skip navigation

Что такое Индивидуализм? Значение слова individualizm, философский словарь

Значение слова «Индивидуализм» в Философском словаре. Что такое индивидуализм? Узнайте, что означает слово individualizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Индивидуализм

1. Индивидуализм – 1) теоретический ( метафизический ) - признание самостоятельного и пребывающего существования Индивидуальный? Узнать в Словаре Ожегова. Индивидуальный - это...'>индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадологией. 2) И. практический - вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять. В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государственному и национальному, а с другой стороны - тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах еще более) принудительным; относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека , как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация ), затем все более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать, в принципе, индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала . Единичное лицо имеет, в меру своего собственного внутреннего содержания, высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история , индивидуальный и общественный элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга. Вл. С.

2. Индивидуализм – (лат.-неделимое, особь): стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности; жизненная позиция , утверждающая безусловное право каждого человека на свободу и независимость, на активность и инициативу, на защиту своего внутреннего мира, частной жизни от посягательств со стороны других людей, общества, государства. Декларация прав человека признает за индивидом частные права, так что никакое государство не имеет морального права их недооценивать (доступ граждан к необходимому минимуму жизненных благ, осуждение казней и негуманных процессов, неприкосновенность человеческого жилья и т.д.). Доведенный до крайности, индивидуализм превращается в систематическое выступление « индивида против власти» и в анархизм . Проблема философии права (общественного договора Руссо, философии права Канта и Фихте) состоит в том, чтобы примирить индивидуальные свободы с общественной необходимостью : такое примирение мыслится в терминах «влияния» (государство должно «оказывать влияние» на индивидов – при этом влияние определяется как действие свободы одного на свободу другого, а не насилие над ним. В основе индивидуализма лежит признание абсолютной ценности , неповторимости, уникальности личности, обладающей творческими способностями и возможностями. Индивидуализм не означает права нарушать законы , общепринятые нормы морали, если, конечно, они не унижают достоинство и честь других людей, а, наоборот, предполагает развитое чувство ответственности за свои мысли и поступки. При чрезмерной абсолютизации позиций отдельного индивида в его противопоставлении другому индивиду, обществу в целом индивидуализм может перерасти в эгоизм и эгоцентризм .

3. Индивидуализм – (лат. idividuum - неделимое) - философско- этический принцип , утверждающий приоритет & и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражающий реальную жизненную позицию. К ранним теориям И. в европейской духовной культуре относят воззрения киников и киренаиков. В эпоху Возрождения культ индивидуальности привел к концептуальному оформлению И. Крайним выражением последнего стали теории "разумного эгоизма " Гельвеция и Гольбаха, Фейербаха, Чернышевского. Шопенгауэр предположил, что воля к жизни, присущая каждому человеку , является причиной его И. и эгоизма. Лишь в искусстве, где человек является "безвольным субъектом", и в морали, основанной на сострадании, И. исчезает в единстве сущего. В 20 в. среди многочисленных версий И. наиболее известны суждения Сартра и Бергсона, Ясперса, Юнга. Так, сам себя выбирающий и делающий человек Сартра абсолютно автономен в выборе собственного пути и абсолютно за свой выбор ответствен. В философии Бергсона открытая мораль и динамическая религияпротивовес закрытой морали и статической религии) содержат в себе И. как условие приобщения к стихии жизненного порыва. Ясперс полагает, что лишь трансценденция человека показывает его необходимый И. и сохраняет достоинство , в отличие от коммуникации, при которой человек "отражается" в других. В психологии Юнга архетип Самости позволяет достичь конечной цели индивидуального развития - личностной целостности и неповторимости. В принципе, И. не свойственен архаичному сознанию, поскольку возможен при достаточно высокой степени автономии личности, знании ею своих приоритетов, возможностях выбора, предоставляемых обществом . И. показывает меру свободы и полноты самовыражения, и, за исключением крайних своих форм, в философии субъективизма и солипсизма , является конструктивным принципом и качеством . В современном обществе феномен И. - реакция на стандартизацию и обезличивание, протест против манипулирования сознанием человека, против тоталитарных режимов, сциентистского, прагматического и утилитарного подхода к человеку. Этот протест может принимать такие формы, как нигилизм , скептицизм , цинизм, волюнтаризм , анархизм , эгоизм, авторитаризм. Причиной противопоставления личности коллективу и обществу во всех этих случаях будет отчуждение культурно-исторических сил человека. Нигилизм как принцип отрицания моральных и идеологических норм ведет к скептическому сомнению в достоверности чего бы то ни было и к циничному презрению и осмеянию культурных феноменов. Волюнтаризм как произвольность выбора в актах свободы может означать освобождение личности от власти, анархизм. Ярким проявлением И. в морали является эгоизм как принцип жизненной ориентации и моральное качество себялюбия и корыстолюбия. Догматический полюс индивидуалистических ориентации показывает авторитаризм, обосновывающий нравственность божественными велениями или указанием на власть другого авторитета . Таким образом, приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире. Н.Г. Севастьянова

4. Индивидуализм - крупнейшая ветвь в развитии мировой и, в частности, европейской философской мысли, основным исходным началом которой служит особенное и единичное в вещах, индивидуальные качества объектов как таковых, вне их родо-видовых ассоциаций и сопряженных с ними всеобщих способов организации, законов превращения многого в единое , вне универсальных закономерностей бытия. Последние признаются лишь преломленными через субъекта , его "Я" - в форме архетипов родового сознания, коллективного бессознательного. И. - материнское лоно философии современного постмодернизма .

5. Индивидуализм – (лат. in dividuum - неделимое, особь) - принцип обоснования нравственности и выбора ориентации, линии поведения, к-рый основывается на мировоззренческой позиции , противопоставляющей т. зр. индивида , взятого вне его социальных связей, об-ву, всякой социальности. Об-во, исходя из этой позиции, есть нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека , к-рый призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки «внешним», социальным зависимостям. Т. обр., И. означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, к-рым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми ( Человек и общество ). Позиция И. выступает как противоположность коллективизму , но вместе с тем, по сути дела, И. враждебен всякому личностному развитию человека, в особенности его развитию как нравственного субъекта , ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно самостоятельную личность . И. же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам др. людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость. Моральная ориентация И. - это эгоизм , нередко опирающийся на критерии утилитаризма или гедонизма , в крайних формах она приводит к анархизму , цинизму и ниилиз. Характерные индивидуалистические качества - корыстолюбие , тщеславие , честолюбие , карьеризм , чванство . Следовательно, И. столь же антигуманистичен, как и апелляция в морали к внешним, безличным силам ( Авторитаризм , Отчуждение ). Поэтому противопоставление И. этим силам лишь внешнее , а в конечном счете - мнимое . И. не свойствен примитивным или сохраняющим в себе архаику об-вам, где индивиды включены в социальное целое непосредственно, как его частицы, лишенные самостоятельности, подчиненные унифицирующей регуляции извне (они выступают в своих поступках и помыслах как объект действия принятых норм, ритуалов, табу ). И. возникает лишь в развитом классовом об-ве, где индивиды обретают нек-рую самостоятельность , но в то же время лишены возможности проявлять ее в нравственной деятельности из-за уродливой, отчужденной формы существования культуры. В наибольшей степени И. питают буржуазные частнособственнические отношения , к-рые К. Маркс называл «чисто атомистическими» (т, 23, с. 103). Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоци-альности "индивида-одиночки, такова почва всей идеологии И. (от раннебуржуазного либерализма до утопии типа мютюализма Придана и т. п.). Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях ( Общественный договор . Нравственного чувства теории . Эвдемонизм ), но И. как форма осознания разрыва личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные en формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей не адекватен прогрессивному содержанию, к-рое в эту форму вкладывается ( Эгоизма теории ). В идеологии совр. капитализма идеи И. претерпели кризис, на смену им приходит и усиливается тенденция технократического анти-И., отрицание высшей ценности личности, сциентистское приравнивание ее к «социальной» вещи , проповедь

6. Индивидуализм – (лат. "individuum", "неделимый") - представление о человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного, этнического и религиозного контекста . Аналог греческого термина " атом " - "atomoz", что означает "неделимый". Понятия " индивидуум " в философии и "атом" в физике очень близки. Не случайно философский индивидуализм и атомистское учение о природе материи исторически развиваются параллельно и в одной и той же интеллектуальной среде.

7. Индивидуализм - такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человекашироком смысле - также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр. семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Теоретический индивидуализм признает реальность вообще только индивидуального (см. Номинализм ), иначе говоря, реальность собственного сознания, или Я (см. Солипсизм ), и поэтому отрицает возможность обязательных для всех положений, или взглядов (см. Субъективизм ). Этико-политический индивидуализм (см. Анархия , Эгоизм , Либерализм ) рассматривает индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии отдельной личности он видит конечную цель ; в- частности, общество и государство он рассматривает только как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. Широко распространенными разновидностями этико-политического индивидуализма являются хозяйственный индивидуализм, предоставляющий хозяйственную жизнь свободной игре сил (см. Laissez faire), и педагогический индивидуализм, который строит воспитательную работу на принципе учета индивидуальных особенностей воспитанника, считая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми индивидами. Социологический индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму , который рассматривает общественные явления в их целостности; см. также Социализм .

8. Индивидуализм – — нравственный принцип , особенно характерный для буржуазной идеологии и морали. Теоретическая основа И.— признание автономии и абсолютных прав личности в об-ве. Теоретики эксплуататорских классов считают, что И. заложен в “неизменной человеческой природе”. В действительности И. как принцип противопоставления личности коллективу , подчинения общественных интересов личным сложился с возникновением частной собственности и разделением общества на классы . В эпоху становления буржуазных отношений концепции И. сыграли свою положительную роль в борьбе за освобождение личности от оков феодализма и католической церкви ( Гуманизм ), но с утверждением буржуазии как господствующего класса проповедь И. приобретает все более антигуманный смысл и в конечном счете служит идеологическим оправданием отношений капиталистической эксплуатации. Законченное выражение И. получил в философии Штирнера и Ницше.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Индивидуализм» в других словарях:

Индивидуализм

- Тип мировоззрения, в основе которого лежитпротивопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включаетширокий диапазон...
Энциклопедический словарь

Индивидуализм

- Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Индивидуализм

- - 1) нравственный принцип , в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности интересам общества, предпочт... и еще 1 определение
Исторический словарь

Индивидуализм

- - англ. individualism; нем. Individualismus. Мировоззренческая позиция ,  принцип  поведения, утверждающие индивида &n... и еще 1 определение
Социологический словарь

Индивидуализм

- - направление мыслей, чувств и желаний, расценивающее жизнь отдельного человека (в широком смысле - также и жизнь отдельной особ... и еще 2 определения
Политический словарь

Индивидуализм

- Индивидуализм: 1) теоретический (метафизический) - признаниесамостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психич...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИНДИВИДУАЛИЗМ

- А, мн. нет, м. 1. Воззрение, согласно которому интересы отдельной личности выше интересов общества. 2. Стремление к выражению сво...
Словарь иностранных слов

индивидуализм

- ИНДИВИДУАЛ'ИЗМ , индивидуализма, мн. нет, ·муж. ( ·книж. ). Философское направление, считающее, что целью и содержание...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: