Skip navigation

Что такое Икона? Значение слова ikona, философский словарь

Значение слова «Икона» в Философском словаре. Что такое икона? Узнайте, что означает слово ikona - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Икона

1. Икона – (греч. eikon - изображение, образ ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ, являющееся предметом ре-лиг. поклонения. И. распространены в католицизме , православии, буддизме , ламаизме . Культ И. христианство восприняло от более др. религий, впитав бытовавшие в массах дохрист. верования. Против культа И. выступали мн. отцы церкви , борьба с ним вылилась в иконоборчество . Основу культа И. составляют первобытн. религ. представления ( фетишизм , магия ). По своему существу И. есть фетиш, она почитается не только как образ, через к-рый воздействуют на богов, святых, но и как личное божество, имеющее особую магич . силу. Культ И. является важным средством идеологич. влияния на массы .

2. Икона - " умозрение в красках" (Е.Трубецкой), образно выраженная религиозная мысль , дающая свидетельство высшей жизненной правды, даваемое вопреки озверению человека ; это также пророчество грядущего преображенного мира и соборного человечества. Лики икон - "видимые свидетели мира невидимого, живые символы соединения того и другого" (о. П.Флоренский). В антропологическом плане икона "стремится отобразить сокровенное лицо человека, то лицо, которое мы можем лишь предчувствовать, предугадывать, ощущать в доверительных отношениях , в дружбе, в терпении" (О.Клеман).

3. Икона – (греч.-изображение, образ ): живописное или рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения. Иконы распространены в православии, католицизме и буддизме ( ламаизме ). Верующие воспринимают иконы как окно в мир сверхъестественного, как «образ Первообраза ». Они убеждены, что при обращении к иконе возможны чудеса – эти иконы называют чудотворными. Многие иконы, созданные выдающимися живописцами (Феофаном Греком, Дионисием, Андреем Рублевым и др.), являются не только религиозными святынями, но и художественными шедеврами.

4. Икона – (греч. - изображение, образ ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания. Иконы распространены в православии, католичестве, буддизме , ламаизме . В русской православной церкви наиболее почитаемыми являются иконы Богоматери, Иисуса Христа, Георгия Победоносца, святого Николая Угодника и др. В Древней Руси иконы писались темперными красками на деревянной доске, которая предварительно грунтовалась. Готовое изображение покрывалось олифой.

5. Икона – (от греч. eikun - образ , изображение) - один из главных феноменов православной культуры в целом и рус. в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа И. начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. (после окончательной победы иконопочитания над иконоборчеством), а затем - в Древней Руси в XIV-XV вв. О высокой значимости И. для православного сознания свидетельствует установление специального церковного праздника в честь победы иконопочитания - "Торжества Православия", к-рый отмечается с 843 г. в первое воскресенье великого поста. Главный вклад в разработку теории И. (= образа, символа ) внесли в Византии Псевдо-Дионисий Ареопагит , Иоанн Дамаскин , отцы VII Вселенского собора (787), патриарх Никифор , Феодор Студит. В Древней Руси их идеи активно усваивались и толковались (нередко в противоположных смыслах) Иосифом Волоцким, Максимом Греком, Зиновием Отенским, игуменом Артемием, участниками церковных соборов 1551 г. (Стоглав) и 1554 г., дьяком Иваном Висковатым, Евфимием Чудовским, протопопом Аввакумом, Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым, Симеоном Полоцким и др. мыслителями и иконописцами. Итог многовековой разработке богословия, метафизики, эстетики И. в рамках православия был подведен рус. религиозными философами 1-й трети XX в. Е. Н. Трубецким, Флоренским, Булгаковым. И. для православного сознания - это, прежде всего, рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах, т. е. практически реалистическое изображение, иллюстрация . Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе чувства сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно и стремление к подражанию изображенным персонажам. С этим связывается и нравственная функция И. формирование в созерцающем ее любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Отсюда в православном сознании И. является выразителем и носителем главного нравственного принципа христианства - всеобъемлющей любви к людям как следствия любви Бога к ним и людей к Богу. И. - это и живописный образ, своей яркой красочностью служащий украшением храму и призванный доставлять духовную радость созерцающим ее. Поскольку в И. рассказывается не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, представляющихся общезначимыми, в ней нет места ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ. С православной т. зр. И. выступает вневременным эйдосом (образом, видом) свершившегося события или конкретного лица, тем визуальным обликом, в к-ром он был замышлен Творцом, утрачен в результате грехопадения и должен быть опять обретен по воскресении из мертвых. Это как бы отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой печатью в пределе явился вочеловечившийся Бог- Слово . Отсюда особый иллюзионизм и даже фотографичность И., ибо в ней, по убеждению отцов церкви, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что живописное изображение Иисуса Христа "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". И., однако, считается изображением не просто земного, подвергавшегося сиюминутным изменениям лица исторического Христа, но отпечатком его идеального, предвечного лика. В ней, как полагал Феодор Студит, этот лик, или изначальный "видимый образ", является нам даже более отчетливо, чем в лице самого исторического Христа. Отсюда И. - символ. Она не только изображает, но и выражает то, что практически не поддается изображению. В иконном образе Христа духовному зрению верующего открывается личность Богочеловека, обладающего двумя "неслитно соединенными" и "нераздельно разделяемыми" природами - божественной и человеческой, что принципиально недоступно человеческому разуму , но символически передается И. Указывая на духовные и неизобразимые феномены горнего мира, И. призвана возвести ум и дух созерцающего ее человека в этот мир, объединить его с ним. Отсюда контемплативно-анагогическая (созерцательно-возводительная) функция И. Она - предмет длительного и углубленного созерцания, путь к медитации и духовному восхождению. В И. изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна. Верующий обретает в ней вечный духовный космос , приобщение к к-рому составляет цель жизни православного человека. Через И. осуществляется единение земного и небесного, собор всех тварей перед лицом Творца. Отсюда И. - символ и воплощение соборности. Причем это сакральный , или литургический, символ, наделенный для православного сознания силой, энергией, святостью изображенного на И. персонажа или события Священной истории. Такое воздействие И. обусловлено самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем И. (отсюда, напротив, условность и символизм образа). И. в сущности своей антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древн. архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция ), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в И. антиномическое единство . Поскольку И. реально являет свой первообраз , отсюда поклонная и чудотворная ее функции. Верующий относится к И. как к самому архетипу, поклоняется ей как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз" - были убеждены отцы церкви ) и получает от нее духовную помощь как от самого архетипа. И. поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ним, как перед самим архетипом, раскрывает свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении. В И. в художественной форме живет церковное предание , главным носителем к-рого выступает иконописный канон . В нем как специфической внутренней норме творческого процесса хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики православия осн. принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи. Отсюда предельная концентрация в И. художественно-эстетических средств, что делает ее произв. живописного искусства, в к-ром глубокое духовное содержание передается исключительно художественными средствами - цветом, композицией, линией, формой. В И. с предельно возможной степенью явленности воплощена, по выражению Булгакова, "духовная святая телесность ", или духотелесность. Телесная энтелехия (завершенность), к к-рой интуитивно стремится всякое истинное искусство , реализована в И. в высшей степени полно, а для православного сознания - и оптимально. В И. как бы снимается извечная антиномия культуры "духовное - телесное", ибо в ней (имеется в виду классическая И. периода ее расцвета - кон. XIV - нач. XV в. для Руси) духовность обретает абсолютное воплощение в материи, в тварном мире, являет свою визуально воспринимаемую красоту. Это свидетельствует, наконец, о софийности И. (см. Софиология ). Она софийна и потому, что все перечисленное, как и мн. другое в ней, не поддающееся словесному описанию, заключено в некой умонепостигаемой целостности, что для религиозного сознания означает причастность к ее созданию самой Софии Премудрости Божией.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Икона» в других словарях:

Икона

- (от греч. eikon - изображение - образ), в православии и католицизмеизображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому припис...
Энциклопедический словарь

Икона

- Ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в...
Словарь Даля

Икона

- Фотогpафияпpавила внутp.pаспоpядка ИТУ,помещенные на видном месте,в pамке.
Словарь воровского жаргона

Икона

- Предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых, образ 2.
Словарь Ожегова

Икона

- В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывают священное значение..
Религиозный словарь

Икона

- Символизирует микрокосм. Ее цвета должны быть чистыми, а золотой фон символизирует свет, Благодать Божию и самого Бога как основу...
Словарь символов

Икона

- Образ.
Словарь синонимов

Икона

- — в православии, католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, живописное, реже рельефное, являющееся объектом пок... и еще 1 определение
Исторический словарь

икона

- Картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почита...
Энциклопедия Кольера

ИКОНА

- Ы, ж. Живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся у верующих предметом поклонения. Иконопись - вид религиозной жи...
Словарь иностранных слов

икона

- Др.-русск., цслав. икона (мин. 1096 г. и др.). Из ср.-греч. , греч. ; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 235; Гр.-сл. эт. 66..
Этимологический словарь Фасмера

икона

- ИК'ОНА , иконы, ·жен. ( ·греч. eikon, ·букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предм...
Толковый словарь Ушакова

Икона

- - (от греческого eikon - изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение...
Словарь по искусству

Связанные понятия: