Skip navigation

Что такое Хаос? Значение слова haos, философский словарь

Значение слова «Хаос» в Философском словаре. Что такое хаос? Узнайте, что означает слово haos - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Хаос

1. Хаос – (греч. chaos - зияние; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие , связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода , основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: " порядок из X.", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, " Борьба форм" Марка; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса , и это наиболее естественное начало " и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда , открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семан- тических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив ). Предметность реализует себя как аструктурная ризома , каждое плато которой может быть прочитано - для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" - у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система , но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, - "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо - среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) - ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты , как внутренняя активность и креативный потенциал. (См. Хаосмос , Космос .)

2. Хаос - 1) обычно трактуется как противоположность космосу или то, что за его пределами, то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность , закономерность, осмысленность . Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок , "космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру , земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку . 2) Хаос нередко рассматривают как результат потери организации и ее распада на элементы ; иногда в хаосе видят активное деструктивное начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать порядок. 3) В космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует космическая сила любви: " Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком. Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев). Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу. Традиции , достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ ).

3. Хаос – (греч. chaos - зиять, зев, разверстое пространство ) - а) в переносном смысле : беспорядок , неразбериха; б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса , из которой образовалось все сушее; в) в античной философии - всеуничтожающее начало , бесконечная протяженность , беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления. Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом и представляет собой пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей; от X. произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Т. о., X., по Гесиоду, видится и как пространство, и как основа жизни - оба эти аспекта впоследствии превращаются в две различные концепции X. Платон понимал X. как первоматерию, из которой возникают разнообразные тела; X. невидим, лишен формы и физических свойств. Аристотель толковал X. как место для любых тел, пространство. Марк Аврелий распространил понятие X. как бесконечной протяженности на " время ": X. есть род вечности. Эмпедокл и Анаксагор подразумевали под X. первозданную беспорядочную смесь материальных стихий. Постепенно X. стал представать в образе двуликого Януса - единства противоположностей созидания и разрушения, развертывания и поглощения, открывания и закрывания; в нем совпадают начало и конец . Орфики представляли себе X. как "страшную бездну". В римской литературе слово " хаос " нередко отождествляется с Аидом, поглощающим всякое оформленное целое и превращающим это целое в сплошную и бесформенную массу. Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, X. мыслился древними как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие , из которого оно появляется и в котором оно погибает; X. - вечная смерть для всего живого. Д. В. Пивоваров

4. Хаос - "в повседневном словоупотреблении " хаос " означает беспорядок и неразбериху; в своем терминологическом значении "хаос" используется для обозначения тонкого, сложного (выд.-В.Г.) и необычайно чувствительного порядка" [22]. В наше время появилось модное научное направление исследований - " Теория хаоса" - его возникновение и исчезновение.

5. Хаос – (от гр.-зиять): открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогониипервобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос . В античной мифологии и философии термин , означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь , из которой изъят смысл, логос . Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие .

6. Хаос - синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

7. Хаос – (Греч.) Бездна , "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит , предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка, "единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь , и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии , что придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях - "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп: " Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а Боржар говорит о " Концепции Непорочности Девы, которая может впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит - гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу." Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторений событий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша , ибо "она есть не только небесный свод, или эфир , но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху ( Хаос , или беспорядок), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция , которая была матерью всех богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке , "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой , благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

8. Хаос – (от греч. chainein - зиять) - открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии& - первобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Хаос» в других словарях:

Хаос

- (греч. chaos) - в греческой мифологии беспредельная первобытнаямасса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В пер...
Энциклопедический словарь

Хаос

- М. греч. состоянье планеты нашей до мироздания. | *Неустройство, беспорядок, безразличное смешенье. Хаотическое состоянье, расстро...
Словарь Даля

Хаос

- Беспорядок (в помещении, в жилье). и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Хаос

- Хаос (от греч. зиять), у большинства древних философов изначальное, беспорядочное и бесформенное состояние мира. У Гесиода он озна...
Религиозный словарь

Хаос

- – в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии асе существующее в мире. В перенос... и еще 1 определение
Исторический словарь

Хаос

- (от греч. chaos - беспорядок, неразбериха) - англ. chaos; нем. Chaos. 1. В древнегреческой мифологии и космогонии -беспредельное...
Социологический словарь

Хаос

- Хаос (CaoV) - у древних греков космогоническое понятие "зияющего" (отcaskein - зиять) пространства, существовавшего раньше миро...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ХАОС

- А, мн. нет, м. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, неорганизован...
Словарь иностранных слов

хаос

- Вероятно, через нем. Сhаоs – то же (с ХVI в.; см. Шульц I, 108) из лат. сhаоs от греч. "расселина". В знач. "первозданное смешение...
Этимологический словарь Фасмера

хаос

- 1. Мифологическое представление о беспредельном мировом пространстве с изначальным смешением всех стихий (произносится с ударением...
Словарь эпитетов

хаос

- ХА'ОС , хаоса, ·муж. ( ·греч. chaos). 1. ( ·чаще хаос). В древнегреческой мифологии и философии - беспорядочная ма...
Толковый словарь Ушакова

Хаос

- (греч. chaos). 1. В греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В...
Астрономический словарь

Связанные понятия: