1. Горизонт - понятие в феноменологии Гуссерля, обозначающее перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания. Гуссерль различает внешний и внутренний Г. Внутренний Г отсылает к восприятию одного непосредственно данного предмета, а внешний указывает на связь с сопутствующими предметами. Внешний и внутренний Г. необходимо пересекаются. Сознание "творит" мир, конституирует предметности. .Соответственно необходимым фазам конституирования предметов, его сопровождает нетематизируемый подвижный горизонт образующих вокруг него сферу принадлежащих ему самому потенций. Непосредственная данность предмета и потенциальная содержательность предмета, открываемая во внешнем Г., необходимо связаны. Цель феноменологического анализа сводится к тому, чтобы от восприятия предмета в его непосредственной данности переходить ко всему смысловому Г. предмета, в итоге образующим единство интенциональных импликаций, представляющих собой не что иное, как потенциальные возможности его конституирования. Т. е., цель феноменологического анализа заключается в слиянии всех возможных потенциальных Г. предмета. В пределе в качестве Г. любого предмета выступает "мир" как универсальное основание . Но поскольку "мир" как таковой не схватываем в непосредственном интуитивном акте, историческая реконструкция его может продолжаться до бесконечности. Отсюда хайдеггеровское понимание временности как Г. для эксплицитного понимания бытия. Временность как Г. для понимания бытия является непосредственным следствием из гуссерлевского интенционального анализа. Т. X. Керимов
2. Горизонт - в феноменологии Гуссерля обозначает подвижный, зависящий от изменяющихся интенций сознания, нетематический "фон" (то, к чему сознание актуально не обращено, что переживается неявно), существующий для всякой актуальной данности воспринимаемого предмета . Горизонт определяется соприсутствием в восприятии того, что не дано в действительности (аппрезентация) - с тем, что действительно дано (презентируется). Изначальный Г. - это собственная внутренняя временность Я, поскольку всякое данное в актуальном восприятии находится в потоке, на пересечении прошлого и будущего. Временной Г. пересекается с внешним Г., где актуально и имплицитно соприсутствуют все "фоновые" данности, неявно имеющиеся в виду относительно явно воспринятого предмета. Актуально человек всегда видит только одну "сторону" того, что рассматривает. Другие "стороны" соприсутствуют в Г. и актуализируются посредством телесной подвижности субъекта . Предметно-конституирующая деятельность Я связана со слиянием различных Г. В пределе в качестве Г. всякого предмета выступает "мир" как конкретное априори , как универсальная основа того, "где" мы "всегда-уже" находимся. В фундаментальной онтологии Хайдеггера понятие Г. вводится при анализе времени. В отличие от "внутри-мирового" (оптического) времени экзистенциальное время является более изначальным, отнесенным к способу существования того сущего, которое есть мы сами ("временность"). Г. обозначает открытость временных "экстазов", т.е. экзистенциально интерпретированных "прошлого", "будущего" и "настоящего". В Г. обнаруживает себя ускользание времени, а интенциональность "здесь-бытия" обладает экстатически-горизонтным характером. Временность выступает как Г. для эксплицитного понимания бытия, как такового, и в таком качестве называется "темпоральностью".