1. Дзэн - яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме , так и в буддизме «сосредоточенное созерцание », или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой « сатори » - неожиданным « просветлением », заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека . Д.-буддизм появился в Китае в перв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам -в форме «таен», в Корею — в виде «сэн», в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией фи-лос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная («от сердца к сердцу») передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека («всеобщей истинной мудростью Будды»); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. ре-лиг; орг-ции: Обаку, Риндзай и Со-то. От них следует отличать совр. модификации - «коджо», «мирской», «немонастырский» Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-Д.» -искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. пси-ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа , особого метода «промывания мозгов» и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре-лиг. модернизме . Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич, и политич. проблем.
2. Дзэн – «сосредоточение», учение о достижении озарения ( сатори ), состояния незамутненности, неразличения не-«Я» (отсутствие индивидуального «Я»), результатом которого является реализация «пустоты» и выход за пределы собственного «Я», когда проявляется подлинная природа всего мира.
3. Дзэн – (японское - сосредоточение, созерцание ; соответствует кит.-чань) - трансформация буддизма , сложившаяся в Китае на рубеже V-VI вв. Обожествлению буддийских текстов Д. противопоставляет личный духовный опыт человека . Умение видеть непосредственно, без помощи слов, стало одним из осн. принципов Д. Установка на то, чтобы побудить человека проявить собственные возможности, парализованные стремлением научиться подражать, породила крайние формы воздействия в воспитательной практике: задающему вопрос либо не отвечают, либо дают непонятный ответ, либо просто бьют, чтобы вызвать шоковое состояние . Этика Д. в разных вариациях имеет ряд устойчивых правил, берущих начало в этике буддизма: не испытывать ненависти, не обращать внимания на преходящие ситуации, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие, не иметь желаний, победить силу вещей как чего-то преходящего и недостойного внимания человека, быть в гармонии с дхармой, т. е. достичь высшей мудрости познавшего закон жизни и преодолевшего все оковы бренного бытия. Вопреки установке Д. считать истину невыразимой и передавать ее непосредственно, вне писаний и речей, осталось мн, письменных памятников этого учения. Интерес к Д., к его иррациональным аспектам на Западе возрос в середине XX в. под влиянием усилившегося кризиса буржуазной культуры. Слепое следование принципам, сформировавшимся в др. условиях и в др. время , ведет к появлению различных форм вульгаризации Д