Skip navigation

Что такое Досократики? Значение слова dosokratiki, философский словарь

Значение слова «Досократики» в Философском словаре. Что такое досократики? Узнайте, что означает слово dosokratiki - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Досократики

1. Досократики - древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге " Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило , не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид , общество , космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами - "профессионалами" - Фалес , Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан , Пифагор , Парменид , Эмпедокл, Анаксагор , Левкипп , Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей "ионийской" (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и "италийское" ( пифагореизм и элеаты ) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой и структурной ипостаси вещей, исторически первыми постановками онтологических и гносеологических проблем.

2. Досократики - древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге " Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха и т.д., взаимно переходящих друг в друга. Человек и сфера социального, как правило , не вычленяются Д. из общекосмической жизни. Индивид , общество , космос у Д. изоморфны и подчиняются действию одних закономерностей. Ведущие представители Д., как правило, не являлись философами - "профессионалами" - Фалес , Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан , Пифагор , Парменид , Эмпедокл, Анаксагор , Левкипп , Демокрит и др. Д. традиционно подразделяются на представителей "ионийской" (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, сенсуализмом, акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира и "италийское" ( пифагореизм и элеаты ) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой и структурной ипостаси вещей, исторически первыми постановками онтологических и гносеологических проблем. А.А. Грицанов

3. Досократики – (нем. Vorsokratiker; франц. Presocraques; англ. Presocratics) - греч. философы до Сократа : ионийские натурфилософы, элеаты и более поздние натурфилософы. Сохранившиеся от них тексты собраны в соч. X. Дильса "Fragmente der Vorsokratiker", 1903 (" Фрагменты досократиков"). Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен, а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. Осн. предмет философствования у досократиков - космос - мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира , взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. К досократикам относятся Фалес , Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский , Ксенофан , Пифагор , Парменид и его ученики из Элей, Эмпедокл, Анаксагор , Левкипп и Демокрит. См. Греческая философия .

4. Досократики – — условное название группы деятелей начального периода древнегреч. философии (7 — начало 4 в. до н. э.). Условным это название является потому, что мн. из виднейших Д. действовали после жизни Сократа . Неусловным в этом названии является только то, что Д. еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека , об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе , о чувственно-наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с т. зр. чувственного космоса, состоящего из вечного круговорота стихий. К числу Д. относятся Фалес , Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген из Аполлонии (5—4 вв. до н. э.), Ксенофан , Пифагор , Парменид и его ученики из Элеи, Эмпедокл, Анаксагор , Левкипп и Демокрит. Осн. предмет философствования у Д.— космос — мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира , взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Для всей натурфилософии Д. характерна диалектика стихий, к-рая особенно ярко выражена у Демокрита и Гераклита. Чувственные стихии были пронизаны организующим, но, по сути, материальным принципом ( логос у Гераклита, любовь и вражда у Эмпедокла, вечно подвижные атомы у атомистов и т. д.). Классики марксизма - ленинизма высоко ценили стихийный материализм Д., основанный на борьбе с мифологией, из к-рой исключался антропоморфизм , хотя все еще оставалась нетронутой идея живой материи ( Гилозоизм ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):