Skip navigation

Что такое Диалектика? Значение слова dialektika, философский словарь

Значение слова «Диалектика» в Философском словаре. Что такое диалектика? Узнайте, что означает слово dialektika - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Диалектика

1. Диалектика – I. Д. - околофилософская дисциплина (не наука ), спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности. Само мировоззрение обычно не поддается диалектическому рассмотрению. Значение Д. сильно преувеличено. Д. - эвристический метод , применимый к различным гносеологическим явлениям пограничного характера . С помощью Д. можно рассматривать субъективное по отношению к объективному, субъективную реальность - по отношению к фиктивному, а также стыковки различных научных и мировоззренческих фикций друг с другом. Д. связана с несовершенством человеческого знания и не применима к объективному миру. Одно время была традиция применять Д. к натурфилософии, различным попыткам систематизации тех или иных естественнонаучных фактов. Уже в этом смысле Д. превращается в особого рода макростатистику. Так называемые законы Д. оказываются никем не выведенной поверхностной суперстатистикой, основания которой глубоко скрыты, хотя и объясняются чисто гносеологическими причинами. Называть Д. наукой о наиболее общих законах развития или даже просто наукой о развитии - более чем неуместно. Одна из риторических техник. Д. не может превратиться в нечто наподобие новой логики, "диалектической логики". При желании обычная Д. может быть усложнена до триалектики, тетралектики и т. д. В какой-то степени это делал уже Пифагор .

2. Диалектика - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода . Исходно в античности - искусство вести беседу, спор ; философский диалог , противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную Д. сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной Д. встречаются в учении Платона , осмыслявшего Д. движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактовавшего как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме , диалектически трактовавшем основные иерархии бытия. В средние века Д. становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место Д. приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля. Однако у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума . Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Д., или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его Д. стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.обр., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле . Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма Д. понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. (В пределе этой - гегелевско-марксистской - версии, Д. как теория бытия и Д. как теория познания трактуются как ступени становления тотальной диалектической системы, в рамках которой Д. субъекта и объекта понимается как нечто цельное и взаимообусловливающее.) В философии 20 ст. Д. была подвергнута достаточно жесткой критике за ее притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность . (По мысли Поппера, "любое развитие можно подогнать под диалектическую схему, и диалектик может не опасаться опровержения будущим опытом".) В историко-философской и собственно философской ретроспективах правомерно предположить, что в качестве определенной универсалии культуры (на ранних этапах своего существования - в статусе всеобщей теории бытия) Д. исполнила роль первой метафизической программы, фундировавшей перспективные преднаучные изыскания ( космос как мерно вспыхивающий огонь у Гераклита, динамизм четырех субстанций у Эмпедокла, взаимная корреляция четырех мироформирующих причин у Аристотеля, диалектическое по сути своей единство микро- и макрокосмоса у Николая Кузанского, организованность мира монад у Лейбница и т.д.). Одно из первых метафорических возражений против диалектической философской парадигмы, отражавшим тем не менее базовые тенденции философского модернизма (см.), стало замечание Т.Тцары: " Диалектика - это развлекательная машина, которая доставляет нас (банальным образом) к тем мнениям, которые мы и из того непременно имели бы". В современной философии постмодернизма Д. оценивается как доминировавший в философии неклассического типа стиль мышления, - соответственно этому в новых условиях , согласно постмодернистской позиции , нельзя заставить философию "говорить на языке диалектики " ( Фуко ). По оценке Фуко, постклассической философии еще только "предстоит найти язык", столь же адекватный для "нового опыта " (см. Трансгрессия ), сколь адекватным был язык диалектики для "опыта противоречия ". (См. также Диалектический материализм .)

3. Диалектика – (греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) — учение о развитии. В домарксистской философии существовали 3 осн. формы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 — нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Освоив достижения Д. Гегеля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рш не только отлична от гегелевской, но и составляет ее прямую противоположность . У Гегеля в основе диалектич. процесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превращенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. эр. Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутр. противоречиями. Объективная Д. ( движение и развитие природы и общества) определяет субъективную Д., т. е. движение чело-веч. понятий. В. И. Ленин определял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержанием учение о развитии. Осн. законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные ; отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро диалектики, ибо он объясняет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движение материи выступает как ее самодвижение , что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о «творце», перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выявляет Д. количественных и качественных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности. Закон отрицания отрицания характеризует соотношение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени. Законы Д. дополняются диалектич. закономерностями, выявляюшими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, причины и следствия,единичного, особенного и всеобщего и т. п. Диалектич. законы - это законы развития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не заменяет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка . Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразования действительности.

4. Диалектика – (от греч. dialegesdai - обсуждать в диалоге ) - у Сократа и Платона искусство ведения философского диалога с целью достижения истины, умение соотносить разные точки зрения на изучаемый предмет , чтобы получить всеобъемлющее и убедительно обоснованное его понимание . Искусство диалектики было почти забыто, а благодаря философии Гегеля во многом дискредитировано: " Гегель придал этому слову новое , ложное значение . Насколько вообще можно понять мысль Гегеля - ибо выражается он крайне путано и сложно - природа как бы дискутирует сама с собой. Вследствие этой дискуссии возникает движение , появляются различные существа и т.д." (Ю.Бохеньский). Натуралистический характер придал диалектике марксизм . Но есть у Гегеля и другое: диалектика - путь мыслящего Духа к самоосознанию через полагание противоположности себе, чтобы затем в синтезе обрести себя.

5. Диалектика - научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Первоначально под Д. понималось учение об искусстве вести беседу посредством вопросов и ответов, когда приходится усиливать или ослаблять посылки , изменять определения. Аристотель называет Зенона "создателем диалектики " - Д. как субъективного метода исследования проблем. Гераклит выдвинул в качестве первого конкретного понятия становление , "высокое и целостное понятие ", как говорил Гегель , в котором существование и несуществование выступают как стороны, в равной степени абстрактные и пустые, ибо истинно существует только конкретное , то, что дано в сложной взаимосвязи, изменении. Непрерывный процесс движения лежит в основе сущего. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность . Своеобразную оппозицию Гераклиту представлял Парменид , который отрицал конкретное понятие становления и преувеличивал один из моментов его ( бытие ), не приемля другой момент (небытие). Зенон своими парадоксами поставил в отрицательной форме важные вопросы о диалектической природе движения и множественности вещей. Наиболее ярко Д. представлена в платоновских диалогахособенности, -в диалогах " Теэтет ", "Парменид", " Софист ", "Политик"); как объективная Д. она появляется в "Физике" и логических сочинениях Аристотеля; в противоположности атом - пустота у Демокрита, в учении об эманации неоплатоников ( Плотин , Прокл , Ямвлих ). В своих диалогах Платон обосновывает диалектические выводы о том, что при всяком мыслительном определении, во всяком предложении, при всяком суждении необходимо мыслятся как тождество , так и различие . Сушее, поскольку причастно бытию, есть нечто иное по отношению к самому себе. Тождество и различие всегда и нерасторжимо взаимосвязаны: если человек желает мыслить нечто как то, что оно есть, он с необходимостью должен мыслить его как отличное от всего другого. Д. как метод познания, по мысли Платона, предполагает восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и нисхождение от самых общих понятий к понятиям менее абстрактным. Источником диалектического познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей. Непосредственным условием для воскрешения воспоминаний о мире идей выступает противоречие . В схоластике Д. стали называть формальную логику, которая противопоставлялась риторике. В новое время , несмотря на господство метафизики, идеи Д. развивались в мышлении таких философов, как Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме , Б. Спиноза, Руссо, Дидро и т. д. Важнейшим этапом в развитии Д. явля- ется немецкий классический идеализм . Кант развивает диалектические идеи в учении об " антиномиях ". Понятие "антиномии" Кант использует для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать " вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения, так и отрицания. Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для противопоставления "ноуменального" и "феноменального" миров, стало толчком для разработки Д. в немецкой классической философии. Важные диалектические идеи содержит "антитетический" метод Фихте. Фихте в рамках исходного абсолютного "я" выделяет эмпирическое "я", которому противостоит эмпирическая природа - " не-я ". Отсюда следует, что необходимое противоположение "я" и "не-я" в пределах абсолютного"я" представляет результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу "полагания", "противополагания" и "синтезирования", Фихте развивает систему категорий бытия и мышления. Метод, развиваемый Фихте, называется антитетическим, поскольку антитезис не выводится из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Шеллинг, используя идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. Первую в истории философии развернутую систему Д. создал Г. В. Ф. Гегель. Особенно полно его Д. изложена в его "Науке логики" (1812 - 1816). Уже в "Феноменологии духа" Гегель утверждает существование некоторого "рассудка вещей". Этому "рассудку вещей" соответствует рассудок , разъединяющий то, что едино в природе, абсолютизирующий относительность вещей, представляющий их как независимые и автономные сущности. Этому рассудку соответствует формальная логика , рядополагающая формы мышления, ставящая их одну рядом с другой, не выводя их друг из друга, как это должна делать диалектическая логика . Гегель раскрывает недостатки формальной логики в ее бессодержательности. Идеи перехода, процесса, определенной и творческой негативности придают гегелевской Д. большую силу. Ему принадлежит исключительная роль в признании наличия у логических форм содержания и того, что этим содержанием является реальность . Противоречие объявляется не только логическим, а онтологическим законом. По Гегелю, в основе всех явлений природы и общества лежит " абсолютная идея ". Более того, природа и общество представляют собой моменты в процессе развития идеи. Гегель рассматривает природу как "систему ступеней", каждая из которых необходимо вытекает из другой и является истиной той, из которой она проистекала. В этом процессе Aufhebung нет естественного явления Порождение? Узнать в Словаре Ожегова. Порождение - это...'>порождения, а лишь порождение в лоне внутренней идеи. Гегель построил подвижную систему логических категорий. Он не просто поставил логические категории одну рядом с другой, а попытался вывести их одну из другой. Центрирующим принципом этого систематического логического процесса и его органического представления в науке логики является отрицание как определенный и творческий принцип . Этот принцип, по мысли Гегеля, единственно истинный , поскольку он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо его движение опосредовано Д., которую он имеет в самом себе. В марксизме были развиты многие мотивы гегелевской Д. В то же время указывался основной недостаток гегелевской Д.: идеализм. "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно" (К. Маркс и Ф. Энгельс). Маркс утверждал, что мышление есть отражение природы социальным человеком. Он не только показал истинную природу логических форм и категорий, но и осуществил в парадигматической форме Д. в " Капитале ". Поэтому Ленин отмечает: "Если Маркс не оставил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала". Именно в этой связи Ленин говорит о своей знаменитой теории единства логики, Д. и теории познания. Метод, теория познания и диалектическая логика являются сторонами одного и того же единства - Д. Единство это проявляется в том, что цели, которые ставит перед собой диалектическая логика, средства их осуществления направлены на изучение познавательной деятельности человека, его диалектической природы, что является одной из основных задач и теории познания, и Д. В качестве законов Д. выступают как общие, так и специфические законы . К числу общих законов Д. принадлежат закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей , закон отрицания отрицания . Эти законы являются общими, поскольку действуют во всех сферах действительности. Специфическими законами Д. являются законы, присущие лишь какой-то отдельной сфере действительности и мышления, результаты которого фиксируются в языке и других знаковых системах . К числу специфических законов Д. относятся закономерности соотношения абсолютной и относительной истины, восхождения от абстрактного к конкретному, соотношения анализа и синтеза и др. Центральную роль в Д. играет понятие о диалектическом противоречии. Последнее является источником изменения и развития объекта , источником его "самодвижения". В самом общем смысле диалектическое противоречие можно определить как единство противоположных характеристик, принадлежащих объектам. Эти характеристики одновременно исключают и предполагают друг друга, находясь во взаимодействии, тем самым обеспечивают " самодвижение " объекта. Применение законов Д. опирается на ряд принципов: принцип отражения и творческой активности субъекта , принцип историзма , принцип конкретности истины, принцип определяющей роли практики и ряд других. В марксизме некоторые идеи Д. были догматизированы, что с неизбежностью вело к отрыву теории от практики. Знакомство с современной философией выявляет наличие как диалектической культуры мышления, так и существование в ней достаточно жесткой оппозиции Д., и не только со стороны "плоской" формально-логической культуры мышления, но и не менее глубокой, чем диалектическая, метафизической культуры, наиболее ярко и заметно представленной в феноменологии, экзистенциализме , структурализме , в философии Хайдеггера, Гартмана, Адорно и др. Т. X. Керимов

6. Диалектика - дословно [1]- искусство вести беседу, рассуждать; более широкое содержание - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ и Платон рассматривали диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, спора с самим собой, широкого применения анализа и синтеза . В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. "В марксистской философии термин " диалектика " употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий" [1]. Основное понятие диалектики - развитие , которое является не просто движением , а восхождением от простого к сложному. Являясь результатом взаимодействия систем, развитие выделяет из ряда взаимодействия все более усложняющиеся в течении времени. В настоящее время диалектика подвергается нападкам [7]: Что можно сказать в ее защиту? Сутью марксистской диалектики являются ее три закона : закон перехода количественных изменений в качественные - (фиксирует факт наличия мира: пространства, времени и материи с их свойствами, то есть то, что существуют Мир, его размер и движение); закон единства и борьбы противоположностей - (фиксирует одно из основных свойств Мира - непрерывность и свойство ограниченности ресурсов подсистем Мира); закон отрицания отрицания - (фиксирует факт движения существующих в пространстве и времени вещей) производный итог действия двух предыдущих. Основной особенностью диалектики является то, что любой из вышеприведенных законов является производным двух других, то есть законов всего два. Альтернативные пути не являются противоположностями. Но в мире, как ни странно, существуют еще некоторые не менее общие законы: закон существования третьего - взаимодействие двух каких-либо вещей всегда (!) образует третью вещь ; все течет , все изменяется (закон многими упоминается, но почему-то не выделяется как закон). Ценность этих законов заключается в том, что они не дают возможности заниматься самоуспокоением, естественно, если ими пользоваться, а не просто повторять догматически как заклинание . В то же время вполне можно обходиться и без них - если понимать суть вещей. Особенностью диалектического мышления является спор ( диалог ) с самим собой, в силу того, что процесс такого спора происходит в едином интеллекте и, что самое главное, едином сознании, вероятность применения нечестных приемов спора или некорректных логических форм резко падает, так как целью диалектического мышления является поиск правильного ответа, а не победа в споре, хотя некоторые мыслители ( слово применено без кавычек ибо процесс мышления действительно труден) умудряются себя "водить за нос".

7. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека , его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Слово « диалектика » впервые ввел древнегреческий философ Сократ , обозначивший им искусство спора , диалога , направленного на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью установления истины путем противоборства мнений. Ученик Сократа Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и соединения понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. Немецкий философ Г. Гегель разработал целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира, представив весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса , т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Моделью диалектики служила Г. Гегелю не объективная реальность , а отражение ее мышлением , поэтому он утверждал, что «порождение» любого объекта происходит лишь в лоне идеи , а не природы (идеалистическая диалектика). Существует и иное понимание диалектики и ее теории. Диалектика – не только способ познания, но способ бытия: здесь раскрывается понятие реальной диалектики, или диалектики реальности. Именно, в этом смысле Гегель, а за ним Маркс говорят о диалектике человеческой реальности не только на уровне индивида , но и всей истории человечества; культура античности, основанная на культе силы, должна была с необходимостью породить христианство , которое является ее противоположностью , т.е. религией внутреннего мира и духа как высшей ценности . История развивается по закону противоречия. Диалектична сама историческая реальность , Философские системы противостоят друг другу во взгляде на природу этой диалектики, законов развития действительности. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека ( диалектический материализм ). В конце 20 века взгляды на диалектику и гегелевскую трактовку ее законов утратили свое влияние в мировой философии.

8. Диалектика – (с греческого - искусство вести беседу) - учение о наиболее общих законах природы, общества и познания и основанный на этом учении метод мышления, который рассматривает явления или события в движении, развитии, взаимосвязи. Развитие с точки зрения диалектики - качественное превращение одних предметов и явлений в другие, уничтожение отжившего, устаревшего, того, что мешает развитию; утверждение нового. Формула диалектики: в какой-то мере да, в какой-то нет, нет окончательных истин.

9. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Первоначально под диалектикой понималось искусство спора , умение вести беседу посредством вопросов и ответов.

10. Диалектика – (от греч. dialektike" (techne) — искусство вести беседу, спор ) — филос. теория , утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность (“ диалектичность ”) изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, челове- ка и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать Марксизм-Ленинизм? Узнать в Словаре Ожегова. Марксизм-Ленинизм - это...'>марксизм-ленинизм и неомарксизм , однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени (“негативная Д.”). Коллективистическое общество (средневековое феодальное общество, тоталитарные коммунистическое и национал-социалистическое общества и др.) всегда ставит перед собой глобальную цель — достижение “рая на небесах” или “рая на земле”. Переход от несовершенного существующего к совершенному будущему миру составляет основную проблему коллективистического мышления (см.: Триединства проблема ). Д. является необходимой предпосылкой решения данной проблемы. Если такой переход не является предметом чистой, или “слепой”, веры, он может обосновываться только диалектически. Уже в умеренном средневековом коллективизме проблема будущего осмысливалась во многом на основе Д. Несовершенный “земной мир”, являющийся миром Бога-Сына, связывался с совершенным “небесным миром” Бога-Отца не только с помощью мистического Бога-Духа, но и посредством диалектических ходов мысли. В средневековой философии имелись все те ключевые элементы Д., в т.ч. и т.н. закон отрицания отрицания , которые позднее Гегель и коммунистическая философия включили в свою “Д. природы, общества и мышления”. Цель средневековой Д. — попытаться схватить мир сразу в обоих его ипостасях, сакральной и мирской, сублимированной и низменной. Средневековая культура сочетает в единство полярные противоположности: небесное и земное, спиритуальное и грубо телесное, жизнь и смерть . Утверждается богоустановленная иерархия людей — для того чтобы тут же обречь на верную гибель стоящих у ее вершины и возвысить подпирающих ее основание . Прославляют ученых и в то же время самым верным путем, ведущим к спасению души, считают неразумие, нищету духа, а то и вовсе безумие . Суду над умершими предстоит состояться “в конце времен”, и вместе с тем он вершится над душой каждого в момент его кончины, и т.д. В средневековой философии достаточно распространенным было убеждение , что познание Бога требует соединения вместе несовместимого, т.е. Д. “В первопричине бытия, — говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит , — нужно утверждать все, что где-либо утверждается в сущем и ему приписывается как качество ; и опять-таки все это надо отрицать в ней, в собственном смысле , потому что она возвышается над всем этим; и не надо думать, что здесь отрицания противоречат утверждениям, ибо первопричина , возвышаясь над вся- кими ограничениями, превосходит и все утверждения и отрицания”. Познание небесного мира и его связей с земным миром стоит, т.о., выше логического требования непротиворечивости. Борьба средневековой философии против формально-логического закона противоречия была не менее ожесточенной, чем борьба с ним гегелевской, а затем и марксистско-ленинской философии, и продолжалась столетия. Инерция диалектического мышления была столь велика, что даже в период раннего Возрождения Николай Кузанский заявлял: “Великое дело — быть в состоянии твердо укрепиться в единении противоположностей”. Глубинной основой гегелевской Д. является средневековая концепция истории. Последняя представляет собой развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека , так что Д. Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской Д. сводятся к следующему: “...Все конечное , вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще”, поскольку, “будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность ”. Всякий развивающийся объект имеет свою “линию развития”, свою “цель” или “судьбу”. Эта линия слагается из качественно отличных друг от друга “отрезков”, разделяемых характерными, скачкообразными событиями (“узлами”). Они снимают (отрицают) определенное качество, место которого занимает др. качество, так что развитие включает подлинное возникновение и уничтожение. “Этот процесс , — поясняет Гегель, — можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии”. Все взаимосвязано со всем, “линии развития” отдельных объектов, сплетаясь, образуют единый поток мирового развития. Он имеет свою объективную “цель”, внутреннюю объективную логику, предопределяемую самим потоком и не зависящую от “целей” или “судеб” отдельных объектов. В систематизации Д., являвшейся общепринятой в диалектическом материализме в 1960 — 1980-е гг., некоторые из ведущих идей Гегеля именовались “принципами”, другие — “законами”. Эта систематизация включала следующие Положение? Узнать в Бизнес словаре. Положение - это...'>положения: принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи; принцип развития, провозглашающий необратимое , направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; закон единства и борьбы противоположностей , касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность (определения понятия противоположности, или диалектического противоречия, так и не было дано); за к он перехода количества в качество, говорящий о накоплении развиваю- щимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения; закон отрицания отрицания, говорящий о “ судьбах ” или “целях”, определяющих развитие объектов, напр, о “целях” пшеничного зерна, которому сначала предстоит стать колосом, а затем опять зерном и тем самым вернуться, но на более высоком уровне, к началу. Принцип “все связано со всем” высказывался еще в античности. В средневековой философии универсальная взаимосвязь выводилась из сотворенности мира Богом и носила преимущественно характер связи символа и символизируемой им вещи . Начиная с Нового времени данный принцип утратил сколь-нибудь ясный смысл. Принцип развития также известен с античности, хотя еще И. Канту он казался “рискованным приключением разума ”. Идея направленного развития, восходящего от низших ступеней к высшим, очевидным образом неприложима к природе, а для тех, кто не разделяет идею неуклонного социального прогресса , и к обществу. Закон борьбы противоположностей, названный В.И. Лениным “ядром Д.”, явно неприложим к природе. Приводившиеся Лениным примеры такой борьбы (борьба плюса с минусом, определяющая развитие математики; борьба северного полюса магнита с его южным полюсом, раскрывающая суть магнетизма , и т.п.) несерьезны. Закон перехода количественных изменений в качественные не является универсальным: в одних случаях развитие носит скачкообразный характер, в других оно протекает без к.-л. ясно выраженных скачков. Закон отрицания отрицания предполагает идею “цели” или “судьбы”, заданной извне. Без этой идеи распространение данного закона на природу, не имеющую ни в научном, ни в марксистско-ленинском (но не в гегелевском) понимании “цели” и не подвластную судьбе, кажется грубым насилием над самой Д. Указанная систематизация Д. представляет собой, т.о., причудливое сочетание положений, одни из которых неясны, другие неуниверсальны, третьи несовместимы с рациональным мышлением . Логически противоречивое мышление иррационально, оно представляет собой в конечном счете сумбур и хаос . Пытаясь снять это возражение против Д., С.Л. Франк вводит, наряду с понятиями “ рациональное мышление” и “ иррациональное мышление”, новое понятие — “трансрациональное мышление”. Однако суть проблемы от этого не меняется: философия, опирающаяся на понятия “знающего незнания” (Николай Кузанский), “монодуализма”, “ведающего неведения”, “двоицы, которая есть вместе с тем одно” (Франк) и т.п., выходит за границы рациональной философии. К. Манхейм видит основную функцию Д. в рациональном объяснении исторически разнородной и неповторимой личности, теряемой при постулировании исторических законов и обобщений: “...Попытка понять принципиально иррациональный , исторически неповторимый индивидуум в рациональных категори- ях ведет к парадоксу в рамках Д., поскольку способствует созданию такого варианта рационализма , который должен вести к отрицанию самого рационализма”. Еще одна функция Д. — прослеживание “внутренней линии” развития цивилизации. “Она снова рационализирует нечто в своей основе иррациональное и чуждое недиалектическому естественно-научному мышлению”. И наконец Д. представляет собой подход , ведущий к Открытие? Узнать в Социологическом словаре. Открытие - это...'>открытию смысла в историческом процессе. Следствием этой филос. рационализации истории является “такая форма рациональности, которую трудно согласовать с позитивизмом естественных наук, чуждым всяким этическим оценкам и метафизике вообще”. Неприложимость Д. к исследованию природы связана в первую очередь с тем, что Д. плохо согласуется с принципом причинности, утверждающим, что все происходящее в мире имеет причину, и требующим объяснить мир от прошлого к будущему. Д. настаивает на целевом (телеологическом) обосновании от будущего к прошлому. Она неразрывно связана с понятием цели, и значит, с понятием ценности . Не случайно основное понятие Д. — понятие развития — определяется не просто как движение или изменение, а как направленное восходящее изменение, т.е. изменение, идущее в направлении определенной цели. Направленность всякого развития прямо утверждает диалектический закон отрицания отрицания. Э. Трёльч говорит о попытках Маркса связать Д. с материализмом и дополнить ее каузальным обоснованием : “... Диалектика при всем своем реалистическом и позитивистском преобразовании, при всем своем отрешении от божественных мировых целей в действительности самым тесным образом связана с целью и с идеей ценности, с понятием восходящего развития. Динамика не может быть превращена в принципиальное понятие, не приняв вместе с этим в себя определенной направленности”. Телеологический характер Д. не согласуется также с понятием закона природы, играющим центральную роль в методологии естественных наук. Диалектическая рациональность представляет собой особый тип рациональности, несовместимый, в частности, с рациональностью естественно-научного мышления и ведущий к неразрешимым парадоксам. Коммунистическое общество ставило цель радикально преобразовать существующий социальный мир в соответствии с утопическим, не допускающим реализации образом. Д., служившая средством обоснования возможности — и даже необходимости — такого невозможного преобразования, являлась одним из непременных условий крепости идеологии данного общества. Именно поэтому она настойчиво, а зачастую и насильственно, внедрялась в мышление его индивидов и достаточно естественно (“наивно”, как говорит Ю. Бохеньский) принималась ими. Национал-социалистическая идеология , являющаяся идеологией др. формы коллективистического тоталитарного общества, также обнаруживала явственную тенденцию к Д. Хотя эта идеология просуществовала недолго и не была столь теоретически развита, как средневековое мировоззрение и марксизм - ленинизм , она тяготела к утверждению всеобщей зависимости вещей и универсального скачкообразного развития на основе борьбы противоположностей, развития, ведущего в конечном счете к нацистской версии “рая на земле” (“тысячелетний рейх”). “Человек возвысился, — говорил А. Гитлер, — благодаря борьбе... Чего бы ни достиг человек, он добился этого благодаря оригинальности, усиленной брутальностью... Жизнь можно уложить в три тезиса : борьба — всему голова, добродетельголос крови, а главное и решающее — это вождь”. Идея Гитлера, что вечная борьба является законом жизни, явно перекликается с идеей Ленина, что закон единства и борьбы противоположностей представляет собой “ядро Д.”. Идея, что добродетель есть голос крови, аналогична ленинскому утверждению, что добром является только то, что отвечает интересам пролетариата и цели построения будущего коммунистического общества. И наконец, положение о решающей роли вождяаналог ленинской идеи о руководящей роли коммунистической партии в борьбе за построение совершенного общества. Вопрос об элементах Д. в национал-социалистическом мышлении нуждается, однако, в специальном исследовании. В античности и в Средние века слово “Д.” употреблялось в др. смысле, чем тот, который придал этому слову Гегель. Оно обозначало особый метод аргументации, суть которого в выдвижении наряду с тезисом также антитезиса и выведении из них следствий до тех пор, пока не станет ясным, какое из данных двух утверждений истинно. Термин “диалектический” впервые был использован Платоном, приписавшим открытие Д. как метода аргументации Зенону из Элей. Иногда открытие этого метода считается заслугой Протагора, говорившего, что относительно любого предмета могут быть высказаны два противоположных утверждения. Протагор отрицал, однако, закон противоречия и тем самым делал диалектическую аргументацию бессмысленной. Сократ , вероятно, был первым, кто удачно совместил два главных положения Д. как теории аргументации: мысль о ценности мнений, в особенности противоположных мнений, и логический закон противоречия. Антология мировой философии. М., 1969. Т 1. Ч. 2; Платон . Пармеиид // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т 2. М., 1974; Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты . М., 1977; ГуревичА.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Марксистско-ленинская диалектика. В 8 кн. М., 1986; Франк С.Л, Соч. М., 1990; Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть . Т. 1 —2. Смоленск, 1994; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Ивин А.А. Философия истории . М., 1999; Он же. Теория аргументации. М., 2000; BochenskiJ.M. Diamat. Stuttgart, 1968. А.А. Ивин

11. Диалектика - развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости; наука о всеобщих законах движения, изменения, обновления и развития материи (природы) как единого целого, а также общества и мышления (сознания) как высших форм материи; учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и сознания (познания), основанное на принципах всеобщей связи, становлении и развитии, которые осмысливаются с помощью всей исторически складывающейся системы знаний, структурирующихся в систему понятий, категорий и законов для достижения все более высокого уровня объективной истинности.

12. Диалектика - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и - соответственно - конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода . Исходно, в античности - искусство вести беседу, спор ; философский диалог , противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые потреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционым мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной Д. внесла элейская школа, выявившая глубинную Д. сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной Д. встречаются в учении Платона , осмыслявшего Д. движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактовавшего как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме , диалектически трактовавшем основные иерархии бытия. В средние века Д. становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в Целый? Узнать в Словаре Даля. Целый - это...'>целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Особое место Д. приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой Д. явилась Д. Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума . Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Д., или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его Д. стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Гегель очень глубоко и конкретно внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.обр., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле . Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма Д. понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Т.Г. Румянцева

13. Диалектика - учение о наиболее общих, закономерных связях и отношениях действительности; о становлении, развитии объективного мира как универсума , а также универсума субъективного-ценностного, нормативного, духовного мира человека и общества; о законах, базисных формах познания (на чем, в частности, зиждется метод творчески познающего мышления). Основные принципы Д.: 1) всеобщая связь ; 2) становление ; 3) развитие ; 4) самоорганизация ; 5) стремление к эволюционной зрелости, к мере, что осмысливается с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

14. Диалектика – (от греч. dialektike [techne] - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики . Для Сократа диалектика - искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона - высшая наука , метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование . Начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее "диалектикой иллюзий" за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт , чисто умозрительным путем. "Трансцендентальная диалектика" Канта - это критика "диалектической иллюзии ", "критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления", т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. Для Гегеля диалектика есть "использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность" (" Энциклопедия философских наук"). Диалектика - движение , которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность , и в то же время - движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. Диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в "Науке логики" (т.е. онтологии). Природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса . Все движение протекает по "разумным" законам диалектики . Закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира. См. также Снятие, снимать . Для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и - поскольку от последнего зависит все остальное - закономерность всего происходящего вообще. В законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. Великий закон диалектической триады: капитализм ( тезис ) - диктатура пролетариата ( антитезис ) - бесклассовое общество и равное счастье для всех ( синтез ).

15. Диалектика – (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история , и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина . Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс , осветила роль , какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы ). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “ искусство диалектики ”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогахСофист ” и “ Парменид ” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники ( Плотин , Прокл ). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время , несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический идеализм , к-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания , но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “ антиномиях ”. Однако Д. разума , по Канту,— иллюзия , и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в “Наукоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип , который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость ...”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало , в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые др. революционные демократы) видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен) . Научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. Материалистическая Д.— это глубокое, свободное от односторонностей учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, об-ва и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания ( Теория познания ). Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от. всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. является философской теорией бытия и человека и средством критически-революционного преобразования деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Д., ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Д. оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, к-рая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Значение Д. особенно наглядно выразилось в связи с формированием и развитием нового мышления (см. также Диалектическая логика ) .

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Диалектика» в других словарях:

Диалектика

- Ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустосл...
Словарь Даля

Диалектика

- Искусство вести спор. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Диалектика

- (от греч. dialektike - искусство  вести беседу) - англ. dialectics; нем. Dialektik. 1. По Сократу  - искусство вести б... и еще 1 определение
Социологический словарь

Диалектика

- - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития сущностей, учение об относительности бесконечно углубляющегося и... и еще 1 определение
Политический словарь

Диалектика

- Диалектика (от греч. dialegesJai) - искусство вести беседу.Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ДИАЛЕКТИКА

- И, мн. нет, ж. 1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный м...
Словарь иностранных слов

диалектика

- Вероятно, через нем. Dialektik (Гегель), стар. нем. Dialectica (XVI в., см. Шульц – Баслер I, 141) из лат. dialectica "искусство с...
Этимологический словарь Фасмера

диалектика

- ДИАЛ'ЕКТИКА , диалектики, мн. нет, ·жен. ( ·греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития пр...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: