Skip navigation

Что такое Буддизм? Значение слова buddizm, философский словарь

Значение слова «Буддизм» в Философском словаре. Что такое буддизм? Узнайте, что означает слово buddizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Буддизм

1. Буддизм - одна из 3 мир. религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последователи Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья - Муни . В действительности его появление было вызвано важными изменениями в инд. об-ве: разрушением родо-племен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ. условиям . Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энергичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывается более или менее единая будд. орг-ция (монашеская община - сангха ) и догматика . Б. учит, что всякое бытие , любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий — привязанность человека и др. живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений ( сансара ). Любое человеч. чувство , страсть , желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из «круговорота бытия», необходимо преодолеть неведение , познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного -лишь так можно вступить на « путь спасения». «Благородный восьмиричный путь спасения» -это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчитывать лишь монах -отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требо--ваний (панча- шила ): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Учение Б. было выгодно господств. классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуатацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (карму) , и выдвигало кротость и смирение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму , и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм , или ваджраяна . За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. В Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм . В форме шнъ- Б., возникшего в 5 в. в Китае, он получил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада . В последние десятилетия возн. ряд направлений необуддизма и метабуд-дизма. В наст. вр. будд. орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль . Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость , против колониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд. орг-ций.

2. Буддизм – (от санскр. и пали будда - просветленный или пробужденный) - одна из мировых религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамой Буддой в восточной Индии. Распространился в основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен Индуизмом. Метафизикой Буддизм не склонен был заниматься в силу отрицательного отношения к жизни нашего мира, а также из тех соображений, что для ухода из тюрьмы нашего мира необязательно выяснять ее фундамент и устройство. В основе буддийской духовной работы - четыре благородных истины и восьмеричный путь , цель - освобождение от страданий через искоренение жажды жизни (тришны) и достижение Нирваны - сверхбытия по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия. В Буддизме нет четко выраженной связи с Высшим, поклонения Богу и установления с Ним личных отношений и в этом смысле Буддизм - не религия . Основные течения - Хинаяна (сохранилась лишь школа Тхеравада) и Махаянанаправлениях ламаизма , Чань и Дзен).

3. Буддизм - религиозно-философское учение , возникшее в Древней Индии в VI - V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Согласно родоначальнику этого мировоззрения, Будде (он же Сиддхартха, или Гаутама, Шакьямуни, Бодхисаттва ), все сущее состоит из отдельных элементов (дхарм), физических и психических. Нет ничего сплошного, цельного, и все существует враздробь, и нет также ничего длящегося, все существует лишь в течение одного Мгновение? Узнать в Словаре Даля. Мгновение - это...'>мгновения. Самое бытие есть ежемгновенное изменение , ибо где нет перемены, нет и бытия. Все, что существует, - существует вечно, в том смысле , что вечна материя , из которой оно состоит, ничто никогда не исчезает и не рассыпается на частицы, ибо частиц нет. По учению Б., отдельные элементы находятся в состоянии пульсации, ежемгновенно появляются и исчезают безо всякого следа . Дхармы постоянно откуда-то возникают и куда-то исчезают. В толковании этого учения о состоянии элементов бытия существуют различные версии в Б., но их объединяет понимание того, что мир - это не хаос , а образование , подчиняющееся строгим законам причинности. Одни элементы постоянно появляются в сопутствии с другими, одни также непременно следуют за другими. Это положение о "совместно-зависимом перерождении элементов" является центральным пунктом буддийского мировоззрения. Оно неразрывно связано и с отрицанием души, и с распылением всего сущего на отдельные элементы, и с ежемгновенным следованием одних комбинаций элементов за другими. В вопросе о соотношении между собою целого и его частей Б. приписывает действительное и истинное бытие только частям, которые, в свою очередь, из частей не состоят. Материя слагается из "атомов" вещественных, а душа из "атомов" духовных. Лишь ограниченность нашего познания, по учению Б., приписывает целому какое-то особое бытие (в куче зерна нет ничего более, кроме тех зерен, из которых она состоит). Из этого положения выводится учение о душе, утверждающее, что нет никакой единой души, которая бы существовала отдельно, самостоятельно, рядом с теми составными частями, из которых она слагается. Кажущееся единство личности рассыпается при ближайшем рассмотрении на единичные элементы. В составе личности элементы бытия объединяются в пять групп (скандх): группа физическая, или тело , и четыре группы элементов душевных: 1) чувствование, приятное или неприятное; 2) понятия; 3) воля ; 4) сознание . Такое номиналистическое понимание души сопоставимо в европейской традиции с учениями Д. Юма и А. Бергсона. В свете высказанных соображений о душе понимается и учение о переселении душ. Подобно тому, как человеческое тело после смерти сгнивает, т. е. превращается в землю, в те элементы, из которых состояло живое тело , точно так же и духовный мир человека не исчезает из круговорота жизни со смертью , но проявляется вновь в другой форме и в другом месте. Весь мир пронизывает закон причинности. За каждым мгновением в бытии какого-либо элемента или группы элементов следует с необходимостью новое мгновение, и этот процесс не имеет ни начала , ни конца. В противном случае невозможно объяснить целесообразные движения новорожденного ребенка. Признается, что его психический мир не является из ничего, он при Рождение? Узнать в Словаре Ожегова. Рождение - это...'>рождении (а точнее, перерождении) представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных следствий, точно так же, как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи. По своему философскому содержанию перерождение душ есть не что иное, как факт констатации душевной преемственности, некое первоначальное учение о наследственности, изложенное в символической форме с опорой на традицию. В мире господствует изменчивость , а изменения ведут к болезням, старости, смерти, и поэтому вся жизнь есть страдание . Даже всякое удовольствие , утверждает Б., есть страдание, потому что оно достигается путем усилий, труда и, следовательно, страдания. В связи с этим Будда формулирует "четыре благородных истины". Это: истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том, что есть путь , ведущий к прекращению страдания. Первая истина о наличии страдания имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии, Б. лишь придает ей всеобщий характер . Вторая истина выведена из того факта, что существование любого явления в этом мире - материального или духовного - причинно обусловлено другой вещью . В Б. утверждается, что человеческие желания проистекают, в конечном счете, от незнания. Если бы человек имел точное понимание вещей этого мира и понимал бы их преходящий характер и их причиняющую страдание природу, он не имел бы к ним Пристрастие? Узнать в Словаре Ожегова. Пристрастие - это...'>пристрастия. Поскольку страдание, говорит третья истина, как и все другое, зависит от определенных условий, оно может быть прекращено в случае, если будут устранены эти условия . Четвертая истина, касающаяся пути освобождения, сводится кконтролю над условиями, причиняющими страдания, - это восьмеричный (состоящий из восьми ступеней) путь нравственного совершенства. Он предполагает достижения: правильной точки зрения, правильной решимости, правдивой речи, правильного (доброго) поведения, правильной жизни (честное добывание средств к жизни), истинного страдания, правильного направления мысли и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастие, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Страдание совершенно прекращается, а новое рождение становится невозможным. Достижение этого состояния совершенства в Б. называется нирваной. С. А. Азаренко

4. Буддизм – одна из мировых религий. В центре Б. – учение о 4-х благородных истинах : 1.Существует страдание , 2.Его причина , 3. Состояние Освобождение? Узнать в Энциклопедическом словаре. Освобождение - это...'>освобождения и 4. Путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность . Страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация Дхарм; освобождение ( Нирвана ) – состояние несвязности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения Дхарм. Б. Отрицает потусторонность освобождения; в Б. нет души как неизменной субстанциичеловеческое Я отождествляется с совокупным функционированием определенного набора Дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта , духа и материи, Бога как творца и безусловно высшего существа. Для избавления от страдания надо пройти Благородный восьмистадийнй Путь.

5. Буддизм – Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не отклонилась - за исключением, может быть, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, - от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, - то Северная Церковь есть отпрыск эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он ограничился своими избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о Буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный Буддизм можно оценить лишь соединив философию Южной Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и суровой, а другая - слишком метафизической и трансцедентальной, даже обросшая сорняками индийского экзотеризма - поскольку многие из богов его Пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву, - это целиком обязано популярному выражению Буддизма в обеих Церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, Протестантство и Римский Католицизм . Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство - как Южных, так и Северных буддистов - никогда не отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по предписаниям жрецократии, честолюбия, или следуя за личной выгодой и властью , как это делали обе христианские Церкви.

6. Буддизм - религиозно-философское учение , первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сидхартха Гаутама - Будда . Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием . Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253 до н.э.) не привели к объединению. В начале 1 в. образуются две основные ветви Б.: Хинаяна ("малая колесница") и Махаяна ("большая колесница"). Возникнув в северо-восточной Индии, Б. распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3-1 вв. до н.э., 1-4, 8-9 вв. В Индии Б. постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом ( индуизм ) и к 12 в. практически теряет свое значение . В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь. Философия Б. создана на основе ведийских текстов. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм , очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх). Толкования учения Будды его последователями привели к дифференциации Б. Хинаяна и Махаяна выходят из первоначальной школы Тхеравады ("Учение старейшин"). Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения. Махаяна указывает на необходимость служения людям. Главное отличие Хинаяны от Махаяны в том, что последняя кроме Гаутамы Будды и Майт-рейи признает Иерархию Света , возглавляемую многими Бодхисаттвами (Бодхи - озарение, пробуждение; "саттва" - сущность ) и Тарами (женскими Божествами). Основателем Махаяны на Юго- Западе Индии был Нагарджуна (2 в.), на Северо-западе - Асвагоша (Ашвагоша), поэт, драматург, философ (80-150).. В 1-5 вв. образуются две основные школы Махаяны: мадхьямики (Нагарджуна, Арьядэва (3 в.), Васубандху (5 в.); и йогачары (Асанга (4 в.), ученик основателя школы Майтрейянатхи (3-4 вв.), буддийские логики Дигна-га (5-6 вв.) и Дхармакирти (6-7 вв.). Около 5 в. возникает особое течение Ваджраяна ("алмазная колесница"), параллельное индийскому тантризму . Для философии Ваджраяны характерно стремление к синтезу всех школ Б. с учетом практики йоги , почитанием духовного учителя - ламы (отсюда название ламаизм ). Именно из этой школы идет и священно охраняется учение о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным - Шамбале, о существовании духовного Братства, с которым были связаны все великие Учителя человечества (см. труды Н.К. и Ю.Н. Рерихов). Теософская доктрина Блаватской и Учение Агни Йоги представляют собой новые версии предания о Шамбале (т. наз. русское Беловодье). В Тибете возникают две махаянские школы: Желтых Шапок (Гелугпа) и Красных Шапок (Дуг-па). Основателем и реформатором Гелугпа является учитель Цон-Капа (Цзонхава (1357-1419), автор классического трактата " Ламрин " ("Степени пути просветления"). Дугпа основана учителем Падма -Самбхавой (755-791). Он участвует вместе с философом Шантаракшитой в пропаганде Б. в Тибете. Среди методов обучения Падма Самбхава применял йогическую практику, магию , теургию. Написал комментарий к классическому тексту "Бордо тодол" (Тибетская " Книга мертвых "). Наряду с этими школами в Тибете существует самое древнее верование Бонпо, заимствовавшее многое из Б. и тантризма. В Китае Б. приспосабливался к местным учениям Лао-Цзы и развивался в синтетической форме с даосизмом (Чань-Б.), в Японии - с синтоизмом (Дзэн-Б). Видным теоретиком и философом современного Б. является Судзуки. В европейской философии Б. и его первоисточники начинают изучаться только с начала 19 в. Среди востоковедов России большой вклад в изучение Б. внесли В.П. Васильев, И.П. Минаев, С.Ф. Оль-денбург, Ф.И. Щербатской, Ю.Н. Рерих. Священными текстами и первоисточниками Б. являются: "Лалитавистара" (Жизнеописание Будды), " Трипитака " (Типитака- пали ) (букв. Три корзины) - свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов в сангхе, логику, изречения Будды ("Дхаммапада"), методологию и гносеологию В.; "Аб-хидхарма" Васубандху (" Энциклопедия Б."), ряд Сутр, особенно "Праджняпарамита"; Гандкур (108 томов) и Данджур (225 томов) - палийский канон Б. литературы и др. Основная философско-этическая идея Б. связана с Учением о "четырех благородных истинах ", преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди: 1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей; 2) причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине. Существует "восьмеричный путь" к истине: правильные 1) мышление , 2) речь , 3) действие , 4) распознавание, 5) жизнь , 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация . Мировоззренческая система Б. строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма ( элемент , Закон ), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (букв, угасание - состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха ( община ). Космология Б. описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока ( чувственный , реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания). Одной из важнейших в Б. является учение Калачакры ("Колесо Времени"). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых - 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление - эзотерическое "Колесо Времени". Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в Б. представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии. Весь мир - "волнение" дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Препятствуют достижению Нирваны 10 оков: иллюзия личности, сомнение , суеверие , Телесный? Узнать в Словаре Ожегова. Телесный - это...'>телесные страсти, ненависть , привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество . "Из трех видов действий наиболее губительно не слово , не телесный поступок , но мысль " (Изречения Будды. Маджхима Пикая). Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время - звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением "волнения" дхарм, т.е. уничтожавшем желаний, страстей, мыслей, всего неотвечающего праведному восьмеричному пути. Нирвана - есть состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Спокойствие - лишь внешний признак , не выражающий сущности состояния. "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости". Именно в состоянии озарения притекают истинные знания. Для достижения освобождения в ряде школ Б. разработаны специальные методы , методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма , древних магических религий. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг ), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, Б. в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды. В ваджраяне - это понятие Ади-Будды - верховного единого Божества. Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей. Культ Б. стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники , создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать Б. как единое религиозное государство со своими регионами - школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений. Б. оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние Б. на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью , литературой и формой мышления. В 1950 создано всемирное братство буддистов. В.В. Лобач

7. Буддизм - самая древняя мировая религия . Возник на территории полуострова Индостан в VI в. до н.э. Основателем буддизма считают Сиддхартху Гаутаму, который родился во второй половине VI в. до н.э. близ Гималаев, на границе Непала в семье раджи. Покинув дом отца, после нескольких лет аскетической жизни, попыток найти путь к нравственному совершенствованию, Сиддхартха обрел учение , получившее широкое распространение в Индии, Китае, Корее, Японии, Учение Будды заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры. Единственная, достойная человека цель , учил Будда , это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели он предложил "восьмеричную систему". Она включает: 1) правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах"; 2) правильная решимость , т.е. готовность к подвигу во имя истины; 3) правильная речь , т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая; 4) правильное поведение , т.е. непричинение зла; 5) правильный образ жизни , т.е. мирный, честный, чистый; 6) правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание ; 7) правильное внимание , т.е. активная бдительность сознания; 8) правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. Итогом восхождения по этим восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана , доступная людям, полностью посвятившим себя спасению. Для простых буддистов-мирян были сформированы Пять заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от блуда; 4) воздерживайся от лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. В пантеоне буддизма огромное количество богов, святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях. Столь же велико и количество философских школ, связанных с ним.

8. Буддизм – ( санскрит buddha -просветленный) - одна из мировых религий Возник в VI-V вв. до н. э. в Индии и получил распространение в Центральной, Южной и Восточной Азии. Верующие буряты, калмыки и тувинцы исповедуют Б. в форме ламаизма , сложившегося в XIV-XV вв. в Тибете, Легендарным основателем Б. считают Будду - царевича Сиддхартху Гаутаму (он же - Шакьямуни, т. е. « мудрец из рода шакьев»), якобы жившего в долине Ганга (Индия). Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. Отрывочные сведения о его жизни и проповеднической деятельности имеются в канонической литературе Б. Более подробные его «биографии» (Махавасту, Буддхачарита, Лалитавистара и др.) составлены во II-III вв. н. э. В них сведения, могущие быть отголосками действительных событий, переплетаются с описаниями чудес и др. плодами религиозной фантазии. Хотя физическая смерть , по представлениям буддистов, не прекращает существования, т. к. умерший возрождается в др. человеке , божестве, духе, животном и т. д, такое перерождение, согласно этическому учению Б., не благо , а зло. ибо бытие в любой его форме - страдание . Бытие-страдание безначально божественный творец не мог бы создать столь несовершенный мир. Благость высших божеств - будд, достигших абсолютного совершенства в результате бесконечного множества перерождений и накопления добродетелей, в том, что они указывают путь к спасению, к преодолению страданий, способ достижения абсолютного небытия (нирваны). Форма перерождения Живого существа, его жизненный путь и страдания определяются его кармой, т. е- деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Причина новых перерождений - привязанность к жизни. Перестать перерождаться, учит Б., может только тот, кто смиренно и покорно будет перекосить любые мучения, порвет земные привязанности, подавит в себе все чувства , стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований Б.- соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло». Идеалом Б. является созерцатель, подавивший в себе все эмоции , бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие , угнетение. В ламаизме вся жизнь верующего регламентируется подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», в к-рых конкретизируется этика раннего Б. грехи делятся на телесные (лишение жизни, взятие неданного, развратная жизнь), речевые ( ложь , клевета , злословие, насмешка) и грехи сознания ( зависть , злоба, ересь ), соответственно предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. Добродетели (напр., милосердие , раздача милостыни, правдивость , усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность , вера в истину религии) вознаграждаются лучшим перерождением, пребыванием в раю, окончательным спасением ( нирвана ). Т. обр., покорность тем, в чьих руках в эксплуататорском об-ве находятся богатство , сила и власть , объявляется Б. путем к спасению, к «небесной награде за земные страдания». В этом состоит реакционная социальная сущность этики Б.

9. Буддизм - проповедовавшееся ок. 560-480 до Р. X. Буддой ("ясновидящий") Гаутамой (Готамой) священное учение . Согласно этому учению, все в мире "преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)". Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга ( дхарма ). Постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность ), как этого требует карма , после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) Вести? Узнать в Словаре Ожегова. Вести - это...'>ведет к освобождению (см. Нирвана ). Старое плюралистическое учение о спасении ( хинаяна , т.е. "малая колесница") со временем развилось в монистическую махаяну ("большая колесница"); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья ( пустота ), которая тождественна с нирваной и только под Влияние? Узнать в Словаре синонимов. Влияние - это...'>влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. Индийская философия ). Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат ( святой ) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. Ок. 1200 влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях. См. также Дхьяна .

10. Буддизм – — религия , проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана , в 3 в. до н. э. провозглашается официальной религией. В настоящее время распространен в Шри Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибетеформе ламаизма ) и др. странах. Б. исповедуют около 500 млн человек . Основатель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период образования крупных государств выразил протест народных масс против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с нек-рыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Б. передавались в форме притч, сказаний и т. п. В 3—1 вв. до н. э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как Поток? Узнать в Словаре Даля. Поток - это...'>потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении “беспокойства” дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает совершенно иной характер . Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, к-рую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны (“большая колесница”), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны (“малая колесница”). В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От др. махаянистских сутр трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями к-рой были Дигнага и Дхармакирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджня-навада), тантрического Б. и даже дзэн-буддизма . В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его “рационалистический”, “атеистический” характер, называют его “религией без бога”. В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии. Философия Б. (буддийская философия) классифицируется по принадлежности к различным направлениям хинаяны и махаяны. К хинаяне относятся философские школы вайбхашиков и саутрантиков. Их последователи верят в реальное существование того, что воспринимается органами чувств. В основе всех явлений прошлого, настоящего и будущего лежит первичная и низменная субстанция , состоящая из пяти сканд, или элементов, к-рые могут принимать различные временные формы. Большое значение придается проблеме познания, признаются два источника познания — восприятие и вывод . Примыкающие к махаяне последователи школы йогачаров считают все свойства внешнего мира Порождение? Узнать в Словаре Ожегова. Порождение - это...'>порождением разума . Все знания человека не истинны, а являются плодом воображения, или майя . Мир явлений со своей видимостью существования — порождение разума, к-рому свойственна внутренняя тенденция , направленная на создание воображаемой кажимости существования объектов. Даже если объект и существует, то человек познает его посредством идей о нем. Последователи мистико-идеалистического направления шунья -вада (от санскр. “шунья” — пустота ) не отрицают существования внешнего мира и не принимают его (поэтому и путь наз. срединным). Действительность , с их т. зр., относительна, все реально в определенных пределах; осн.— учение о дхармах , или составных частях сознания, любой предмет , вещь , явление представляет поток дхарм. следующих одна за др. в непрерывной последовательности. И человек, и любой предмет представляют набор дхарм. Все дхармы мгновенны и в свою очередь зависят от чего-то. “ Закон зависимого происхождения” — сердцевина буддийской философии. Согласно ему, ничего не существует само по себе, все зависит от чего-нибудь; все существующее в мире временно. Осн. идея этой махаяистской школы Б.— обоснование тождества существования и несуществования, нереальности существования реального мира.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Буддизм» в других словарях:

Буддизм

- Одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддха...
Энциклопедический словарь

Буддизм

- Религия, распространенная в Китае, Японии и в ряде других стран Востока [по имени ее основателя Будды, 6 век до нашей эры].
Словарь Ожегова

Буддизм

- — одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тысячелетия до н. э. и распространившаяся в странах Юго-Восточ... и еще 3 определения
Исторический словарь

Буддизм

- (от имени Будда - просветленный) - англ. buddhism; нем. Buddhismus. Одна из мировых религий, получившая распространение главным... и еще 1 определение
Социологический словарь

Буддизм

- - самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гау... и еще 1 определение
Политический словарь

БУДДИЗМ

- А, мн. нет, м. Одна из мировых религий, распространенная в Китае, Японии, Индокитае и нек. др. странах Востока. Буддист - последо...
Словарь иностранных слов

буддизм

- БУДД'ИЗМ , буддизма, мн. нет, ·муж. Религия, основанная Буддой в Индии..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: