1. Борьба - в истории философии одно из основных понятий философских школ диалектического и волюнтаристского толка. Созидательная функция Б. подчеркивалась Гераклитом, полагавшим ее "отцом всех вещей, отцом всего". У Гераклита Б. полярных сил не результируется попеременным их преобладанием, обе борющиеся силы всегда сосуществуют, всегда налицо, обусловливая целостность процесса . (По-видимому, достаточно точную цитату Гераклита воспроизвел Платон : "расходящееся всегда сходится"). У Гегеля Б. выступала сущностью и основой процесса диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю Б. противоположностей и их снятие . Для Ницше Б. была атрибутивна дионисическому началу бытия человека . Дарвин сделал популярным понятие "В. за существование ". В революционистской и эсхатологической ипостасях исторического материализма Б. реально представала в качестве центральной категории и основной теоретической несущей конструкции: Б. классов за политическую власть , а в идеале - перманентное состояние гражданской войны в обществе трактовались как основной двигатель позитивных социальных изменений. А.А. Грицанов
2. Борьба - взаимное отрицание различных сторон вещи , явления, активное противодействие друг другу членов оппозиции.
3. Борьба - в философии осн. понятие динамического мировоззрения. Созидательная функция борьбы была впервые подчеркнута Гераклитом (" Борьба - отец всех вещей"); борьба - метафизический принцип становления. У Гегеля борьба является сущностью диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю борьбу. Для Ницше борьба неотделима от дионисического начала в человеческом бытии. У социологов это борьба Я за свое самоутверждение, борьба против мира, в котором властвует коллектив (см. Чувство неполноценности ). "Благодаря борьбе жизнь получает большое содержание : вместо чистого существования жизнь переходит к полемике с миром, к состоянию труда и созидания" (Фиркандт). Со времени Дарвина говорят о "борьбе за существование " (см. Борьба за существование ). В этическом смысле борьба возможна лишь между принципиально равными (Ясперс пишет о "борьбе, проникнутой духом любви", в пределах коммуникации).