Skip navigation

Что такое Благо? Значение слова blago, философский словарь

Значение слова «Благо» в Философском словаре. Что такое благо? Узнайте, что означает слово blago - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Благо

1. Благо - в этике и философии все то, что заключает в себе определенный положительный смысл , представляет ценность для человека . Противоположность Б. - отрицательная ценность, зло (см. Добро и зло ).

2. Благо - одна из основных аксиологических категорий, обозначающая исторически исходный, подтверждаемый житейским опытом факт удовлетворения извечных потребностей, ожиданий и желаний людей при условии соединения их устремлений и усилий. Феномен Б. складывается одновременно с формированием родовой жизни людей в качестве ее бессознательно переживаемой и интуитивно удовлетворяемой функции. Переход к цивилизации с необходимостью приводит к осознанию Б. как того изначального, единого и единственно всеобщего основания, по отношению к которому сохраняется актуальной и остается всегда мыслимой разнородность социальных и личностных интересов, множественность социокультурных ориентации индивидов и существенно изменчивый характер их ментальности. Универсальный смысл Б. впервые осознается Платоном. Идея Б. занимает в его учении центральное место : она есть "первопринцип", благодаря которому образован весь идеальный мир, " высшее начало " и " цель всего сущего". " Природа блага отличается от всего, - пребывая во всем, но ни в чем не нуждаясь". Все другие основные понятия метафизики Платона получают свои сушностные определения в зависимости от отношения к Б.: совершенное Бытие является одновременно Прекрасным, Благом и Правдой. Лишь в сфере реальной жизни Б. утрачивает свое исключительное место и может быть осмыслено только через зло, как свою собственную противоположность . Человек , по Платону, не выбирает - жить или не жить, но он свободен в выборе - жить по справедливости и в благе или жить в пороке и зле. Именно этот мотив определяет в дальнейшем всю эволюцию места и роли идеи Б. в философских концепциях античной эпохи. Аристотель объективное существование идеи Б. как таковой отрицает в принципе . В его учении Б. выступает в трех основных отношениях: в метафизическом - Б. есть "то, ради чего", "целевая причина ", " конечная цель " (?????); в онтологическом - Б. представлено во множестве своих собственных воплощений (благ), вещественных и "политических", физических и психических, будучи синонимом всего хорошего, полезного, наилучшего (то ??????); и, наконец, в этическом - высшее из всех Б., осуществляемых в поступках, совершенная цель (?? ???????), реализуемая в добродетелях, а в конечном счете - в счастье . У стоиков метафизический смысл Б. сохраняется уже формально: Б. Выступает, наряду со злом, в качестве одного из полюсов, между которыми находятся ценности . В дальнейшем по мере нарастания кризиса античного мира идея Б. все более отождествляется с добром , приобретая тем самым конкретно-этическую значимость и характер. Радикальная переоценка ценностей античной эпохи, осуществленная христианством , возвращает идее Б. ее метафизический, универсально мировоззренческий смысл: Б., наряду с Бытием и Истиной, становится сущностным атрибутом Бога. Бог, творящий бытие свободным актом благодати, становится абсолютным средоточием всех Б. ( summum bonum ) и конечной целью человеческих устремлений. И вновь в процессе последующей эволюции средневековой эпохи трансцендентальный смысл Б. медленно, но неуклонно размывается, обретая нравственные определения и нагруженные повседневностью оценочные характеристики. Категориальный смысл Б. открывался, т. о., на переломах истории, и сутью его всегда оказывалась конечная цель человеческих устремлений. Именно этот смысл и обнаруживает, хотя и не сразу, современная философия . Поначалу обсуждение проблемы Б. в философии нового времени идет, казалось бы, в том же поисковом поле , что и раньше, т. е. вокруг оппозиций единого и высшего, божественного и изначального, но акценты все более смещаются в сторону основных определений человеческого бытия и познания таковых. Декарт считает высшим Б. познание истины; Гоббс видит величайшее Б. в самосохранении и беспрепятственном движении вперед; Кант считает Б. конечную цель, возможность достижения которой он связывает со свободой; Гегель считает Б. " побуждением ", "еще неосуществленной идеей", "последней абстрактной непосредственностью", такой же, как и небытие. К XX в. тема Б. с полной очевидностью обнаруживает свой собственный, соответствующий новому времени, метафизический смысл - встречи с будущим. Трансцендентальное содержание Б. связывается отныне не с непостижимостью космической глубины бытия и не с немыслимой высотой Бога, а с пред-стоянием будущего как такового, в его отношении к наличному благосостоянию людей. Плотников В. И.

3. Благо - нечто из того, что обеспечивает существование человека , которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие " благо " - наиболее общее обозначение положительной ценности . Хорошо известен факт , что благо одних, зачастую оборачивается злом (несчастьем) для других - классический классовый подход . Но более драматичным является другой факт, заключающийся в том, что "не все, что кажется благом, таковым на самом деле и является". Чувствуя это, например, А. Маршалл в [19] словом благо заменяет понятие товар . Известно, что не всякий товар является благом: наркотики, оружие, рабы, недоброкачественные и опасные изделия и т.п. Избегая слова товар, сохраняя, тем не менее, это понятие, и делая вид, что другие наполнения этого термина не существуют, удается достаточно долго ладить с собственной совестью - заблуждаться. Исторически область деятельности человека, связанная с созданием, распределением и перераспределением товаров, и, что более важно, благ, т.е. экономика и политика , взрывоопасна. В настоящее время в связи с дисбалансом между достигнутыми уровнями в производительности и качестве труда в сферах производственной и интеллектуальной деятельности, заметно отстающей от технологической, эти институты (экономика и политика ) стали угрожать существованию самого феномена человека. Ассоциативный блок. Экологическая озабоченность человечества - следствие развития экономики и политики. Фактически экологическая озабоченность является не более, чем имитацией деятельности, не затрагивающей корней явления.

4. Благо – понятие , обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития человека , ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и духовные блага , а среди последнихабсолютное благо , или Бог, и субъективные блага, т.е. добро , красота , радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним понимали и наслаждение , и воздержание , и разумность и полезность, и свободу и необходимость . В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности . В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати, исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах общечеловеческих ценностей. Ценность , то есть жизненная и практическая установка , рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность другого, пользуется верой как благом. Аристотель различает блага трех родов: телесные ( здоровье , сила ), внешние ( богатство , честь , слава) и душевные (острота ума, нравственная добродетель ).

5. Благо - общее понятие , употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о Б. формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся Б., лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности , способствуют социальному прогрессу . Различают материальные и духовные Б., утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного Б.-моральная ценность , добро (иногда слова «Б.» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы ). В силу противоречивого характера исторического процесса и противоположности интересов различных классов «всякое благо для одних необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса -новым угнетением для другого» ( Маркс К; Энгельс Ф., т. 21, с. 177). Классовый подход к Б. проявляется в ориентации на определенные виды благ, в произвольном установлении их субординации (напр., «вещизм» как характерная черта собственнического сознания). Из этого не следует, что Б. не может быть общечеловеческим или что не существует объективных критериев оценки различных явлений, охватываемых понятием «Б». Это значит лишь, что определение Б. через интересы людей является неполным. Марксизм вскрывает объективные источники человеческих интересов и показывает, что интересы зависят от общественного бытия, его исторических законов. Правильность понимания общего Б. тем или иным классом проверяется анализом процесса исторического развития. Объективно Б. является осуществлением коренных интересов того класса, к-рый в данных исторических условиях выполняет миссию революционного, прогрессивного преобразования об-ва, направленного на освобождение человечества в целом. Поэтому то, что является Б. для пролетариата , для социалистического об-ва, в конечном счете представляет Б. для всего человечества. В социалистическом об-ве высшим Б. считается общенародное Б., т. к. только через его осуществление можно обеспечить наиболее полное удовлетворение интересов каждого отдельного человека .

6. Благо - то, что имеет ценность . Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи ), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость - ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

7. Благо – — в философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности ( противоположность Б.— отрицательная ценность , зло); предмет или явление , удовлетворяющие определенную человеческую потребность , отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные Б.— результат стихийных природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные Б.— продукты деятельности человека . Но в обоих случаях Б. составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Б. К материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства производства , к духовным Б.— знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, моральное добро , заключенное в поступках людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса , творчества, социальные события , предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с т. зр. его созидательных потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее Б. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому, что Б. для одного класса (об-ва) может быть злом для др. Поэтому Б. носит как общечеловеческий, так и классовый характер . Б. может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности. В этом смысле в понятии Б. выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Благо» в других словарях:

Благо

- В философии - то, что заключает в себе определенный положительныйсмысл. "Высшее благо" (термин введен Аристотелем, лат. summum bon...
Энциклопедический словарь

Благо

- Благодаря тому, что. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Благо

- -высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мф 19.17)..
Исторический словарь

Благо

- Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good. ) - понятие, издавна занимающее философов мыслителей, иг...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

благо

- Благой – цслав. заимств., вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого. Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие...
Этимологический словарь Фасмера

благо

- БЛ'АГО , блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлет...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: