Skip navigation

Что такое Беспочвенность? Значение слова bespochvennost, философский словарь

Значение слова «Беспочвенность» в Философском словаре. Что такое беспочвенность? Узнайте, что означает слово bespochvennost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Беспочвенность

Беспочвенность - термин Шестов? Узнать в Словаре русских фамилий. Шестов - это...'>Шестова, обозначающий в качестве задачи философии избавление от власти "почвы", или многоликой необходимости. Синонимами "Б." у него являются "безосновность", "парадоксальность", " абсурд ", " хаос ", " произвол ", "дерзновение", "бесстыдство", "каприз", " свобода ", "живая жизнь ", "адогматическое мышление ". В раннем произв. Шестова "Шекспир и его критик Брандес" (1898) понятие " почва " связано с оторванностью от жизни и логики. Превращение - это...'>превращением ее в мертвую схему. Это разум , рефлексия , наука с их систематичностью, вниманием только к необходимости и игнорированием субъективности человека . Шестов противопоставляет им асистемное, ненаучное мышление, с помощью к-рого человек способен увидеть жизнь во всем ее объеме, выявлять осмысленность случайного, бессмысленного, ненужного. В кн. " Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше ( Философия и проповедь )" (1900) и "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903) он обрушивается на рационализм , нормативную мораль , особенно мораль долга И. Канта, на христианское понимание Бога как Бога добра и любви. Б. для него - это поиск Бога, к-рый был бы выше сострадания и добра. Он восхищается гуманистической Б. Белинского и Достоевского, к-рые не принимают будущие "хрустальные дворцы", если они вырастут на зле и дисгармонии настоящего. Проблема Б. стала центральной в кн. Шестова " Апофеоз беспочвенности ( Опыт адогматического мышления)" (1905). В ней Б. обретает черты радикального скептицизма , парадоксальности, развертывания "антимировоззренческого" мировоззрения, отрицания общепринятых ценностей. "Настоящий исследователь жизни" должен быть вне любых методологий и ограничений, вне обыденности, обладать "полнейшим внутренним хаосом". Автор призывает восхвалять безобразие, неудачу и предпочитать субъективное, непроверяемое, случайное. Такие приемы поиска истины и спасения не случайны, поскольку первым и существеннейшим условием жизни и творчества является, по Шестову, беззаконие. Отсюда вывод : "истин столько, сколько людей на свете ". В произв. 1908-1910 гг. с Б. связан интерес Шестова к ужасу смерти, к-рый способен пробудить человека к творчеству, а также к вере. Ограниченности "микроскопов и логики" он противопоставляет чудесность мира, жизни, рождения людей. Переломной для него является кн. "Sola fide - Только верою" (1911-1914 (1916?), где осуществляется переход от антирационализма к религиозному экзистенциализму . Высшей Б. здесь оказывается вера , в к-рой все необъяснимо и фантастично, к-рая не допускает общего для всех выражения. Смысл и сущность веры в том и состоит, что она обходится без всякой "внешней опоры", даже без законов Священного писания, ибо они - "почва", уводящая от спасения. Беспочвенны и поиск веры, и " любовь к Невидимому", наконец, абсолютно беспочвен, парадоксален сам Бог, как угодно поступающий с законами мира и с человеком. Бог дает человеку абсолютную свободу, ничего от него не требуя, и поэтому естественна "парадоксальность окраинных людей", т. е. тех, кто идет к последним окраинам жизни в поисках совершенной жизни и Бога. В дальнейшем творчестве Шестова тема Б. получает новое развитие . "Произвол" Бога связывается с его принципиальной необъяснимостью, с его пребыванием по ту сторону добра и зла, истины и лжи. " Беспочвенность , - утверждает Шестов, - основная, самая завидная и наиболее для нас непостижимая привилегия божественного". Безосновность - это и неотъемлемая черта жизни, где действует не закон самосохранения, а скорее "закон полной безосновности". Она указывает на возможность мира, где царит " абсолютный хаос, в котором все равно возможно". Смерть и безумие - величайшее безосновности. В своем понимании безосновности Шестов заходит так далеко, что допускает отрицание существования Бога во имя пробуждения человека, к-рый при этом осознает все "безумие" своего существования. А человек, "пробудившийся к самому себе", не нуждается ни в какой почве и ни в какой опоре. Понятие безосновности в ряде своих исходных положений использовал также Бердяев. В работе "Смысл творчества" (1916) он говорит о свободе как "безосновной основе бытия", к-рая "глубже всякого бытия". Она напоминает ничто , но по сути является ничем не обусловленной и бездонной энергией, "мощью творить из ничего". В поздних произв. Бердяева свобода понимается как перволоно бытия, к-рое "первичнее Бога и вне Бога". "Внутренний экзистенциальный центр" человека (" личность ") тоже безосновен и "первичнее бытия". Несводимы к основам также процессы творчества: "...понять творческий акт - значит признать его неизъяснимость и безосновность".

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Беспочвенность» в других словарях:

беспочвенность

- БЕСП'ОЧВЕННОСТЬ , беспочвенности, мн. нет, ·жен. ( ·книж. ). ·отвлеч. сущ. к беспочвенный . Беспочвенность обвинения..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: