Skip navigation

Что такое Атман? Значение слова atman, философский словарь

Значение слова «Атман» в Философском словаре. Что такое атман? Узнайте, что означает слово atman - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Атман

1. Атман – (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма . В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах , обозначает субъективное психич. начало , индивид , бытие , «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.

2. Атман - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека . Согласно Упанишадам , " Атман есть Брахман ", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.

3. Атманфундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам , ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание , не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина , он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

4. Атман – (санскр. — дыхание, душа , я-сам) — в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях — понятие , обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало , "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах , где А. — понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек ) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. — это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа . Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. — Брахман , где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала . Определения основания как первичной реальности словами А. — Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер : когда А. отождествляется с телесным субъектом — Брахман символизирует космос ; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" — Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) — Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. — Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания — самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. — Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира. Е.В. Петушкова

5. Атман - в индуизме "вселенский дух", "абсолютное я", "божественный субъект ", скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайто-ведантистской традиции , " атман есть брахман ", т.е. субъектный абсолют совпадает с объектным абсолютом.

6. Атман – (санскр, - самость , душа ) - одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма : вечная, неизменная духовная сущность индивидуума . Веданта отождествляет атман с брахманом - космическим (объективным) духовным началом ; буддизм отвергает атман.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Атман» в других словарях:

Атман

- Одно из центральных понятий индийской философии и религиииндуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная супаниша...
Энциклопедический словарь

Атман

- Атман (кит. Во - субстанциальное "Я")..
Религиозный словарь

Связанные понятия: