Skip navigation

Что такое Апейрон? Значение слова apeiron, философский словарь

Значение слова «Апейрон» в Философском словаре. Что такое апейрон? Узнайте, что означает слово apeiron - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Апейрон

1. Апейрон – (греч. - отрицательная частица , peiron - предел, конец ) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели " форма - материя ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.

2. Апейрон - понятие , обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия).

3. Апейрон - термин древнегреческой философии, означающий " бесконечное ".

4. Апейрон – (греч. а — отрицательная частица , peiron — предел, конец ) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира ( Веды , школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа . В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объектаносителя этого свойства ( Парменид , Зенон Элейский , Аристотель ), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда — тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды ( Фалес ), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция , используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели " формаматерия ", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева

5. Апейрон – (греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное , согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество , из которого состоят все вещи . У Платона и пифагорийцев - синоним материи.

6. Апейрон – (греч. apeiron — безграничное) — понятие , введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие “А.”— важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А.—бесформенное, безграничное начало , вместе с противоположностью — “пределом”— основа сущего.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Апейрон» в других словарях:

Апейрон

- (греч. apeiron - бесконечное - беспредельное), терминдревнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, уПла...
Энциклопедический словарь

Связанные понятия: