1. Апатия – (греч. apatheia - бесчувственность, бесстрастие) - термин , встречающийся в свидетельствах о киниках и скептиках, у кинических писателей и стоиков - для обозначения невосприимчивости ко всякого рода переживаниям, страданиям, печалям и страхам, а также мужественного перенесения несчастий. Телет хвалит моряка, воскликнувшего при кораблекрушении: "Привет, Посейдон! Иду ко дну" (см.: Телет. Диатрибы. VII. Об А. //Ант. кин., с. 198 - 201). Сенека считал правильным переводить греческое слово апатхейа как "неуязвимая душа " или "душа, недоступная для любого страдания" (см.: Сенека. Письма к Луцилию, IX, 2). А. считалась одним из условий достижения счастливой жизни. Состояние бесстрастия обеспечивалось занятиями философией, упражнениями в добродетели, утешением и т. п. средствами. В. Т. Звиревич
2. Апатия – (греч.-бесстрастие): в древнегреческой этике состояние духа, свойственное мудрецу , который способен освободиться от страстей, препятствующих внутреннему спокойствию и душевной невозмутимости. Апатия предполагает наличие у человека таких качеств, как умеренность , мужество , рассудительность, справедливость . Эти добродетели помогают ему правильно ориентироваться в жизни и стойко переносить все превратности судьбы. Апатия не означает равнодушного отношения к миру, а, наоборот, требует деятельной жизни в согласии и с природой, которая «разумна в своей основе», и с собственным разумом, «причастным к Космосу ».
3. Апатия – (от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма , обозначающий способность мудреца , руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека . У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.
4. Апатия – (греч. apatheia -бесстрастие) - одно из гл. понятий этики стоицизма , обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и отрасти не мешают деятельности разума . Исключая « страсть », влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент , предвзятость в мышление , А., с т. зр. стоиков, помогает размышлениям. Здесь чувствуется влияние восточных религиозно-философских взглядов, в частности учения о нирване как об абсолютном покое, к-рый является высшим состоянием человеческой души. Учение стоиков об А. идет гораздо дальше теорий последователей Аристотеля, к-рые требовали лишь умеренности страстей, их ограничения. Стоический принцип отрешенности от земных страстей, от игры чувств, требования аскетизма и самосозерцания были использованы затем в христианской морали.
5. Апатия – (от греч. apдtheia - бесстрастие) - безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле , в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания.
6. Апатия – (греч. apatheia — бесстрастие) — состояние безразличия, отсутствие побуждений к к.-л. действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под А. понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума . Очевидно, что на стоиков повлияли вост. религиозно-философские взгляды, в частности учения буддизма и джайнизма о нирване как абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души.