Skip navigation

Что такое Анархизм? Значение слова anarhizm, философский словарь

Значение слова «Анархизм» в Философском словаре. Что такое анархизм? Узнайте, что означает слово anarhizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Анархизм

1. Анархизм – (от греч. anarchia — безвластие, безначалие) — учение , пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в теориях Платона , Зенона , Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а А. как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда, целостная анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840—1860-х гг. Примерно в 1860—1870-х гг. А. стал уже довольно заметным общественно-политическим движением . Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер, МЛ. Бакунин и П.А. Кропоткин. О приверженности А. заявляли В. Годвин, В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филос. и нравственных основаниях и по-разному представляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в гос-ве независимо от его формы ( монархия , парламентская демократия или к.-л. иная форма правления). Они призывают упразднить все его ин-ты власти, ибо полностью не принимают саму идею организации общества “сверху вниз”. Прудон по праву может рассматриваться как один из основоположников учения А. Именно Прудону принадлежит заслуга введения в научный оборот самого термина “А.”. В своей работе “Что такое собственность , или Исследование о принципе права и власти” (1840) он доказывает, что ин-том общества, из которого все исходит в нем, является частная собственность. Объявляя крупную частную собственность кражей, он дает резкую критику современного ему общественного строя и призывает прежде всего сокрушить такую собственность. Однако, отвергая крупную частную собственность, Прудон вместе с тем надеялся сохранить в неприкосновенности мелкую собственность, индивидуальную свободу производителя и одновременно избавить рабочего от власти предпринимателя. Свобода для Прудона — это не только равенство и бесконечное разнообразие в выражении индивидуальной воли, но еще и безвластие. Вот почему Прудон считает гос-во врагом свободы, главным орудием раскола общества и угнетения трудящихся и выдвигает идею ликвидации гос-ва. Позднее, правда , он предлагал раздробить современное централизованное гос-во на мелкие автономные области, в которых промышленные предприятия будут переданы в руки свободных ассоциаций рабочих и служащих. Прудон полагал, что переход к свободным ассоциациям трудящихся возможен через экономические реформы в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Он считал, что такого рода реформы и есть социальная революция , осуществляемая мирным путем, и именно она даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении их собственности на средства производства , в самостоятельных производителей, эквивалентно обменивающихся товарами и услугами на началах взаимопомощи и сотрудничества. Учение Прудона уже при его жизни подвергалось резкой критике за субъективизм , волюнтаризм и эклектику . Так, К. Маркс считал Прудона одним из создателей системы “буржуазного социализма ”. Вместе с тем прудонистские анархистские идеи (отрицательное отношение к гос-ву, политической борьбе, крупной собственности и др.) использовались и продолжают использоваться различными течениями “мирного” А. и анархо- синдикализма . Теорию индивидуалистического А. создал Штир-нер. Его знаменитая кн. “Единственный и его собственность” (1844) ниспровергает все авторитеты : религию, право , собственность, семью и безоговорочно провозглашает свободу всякого конкретного индивида , т.е. Я. Согласно Штирнеру, “Я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня”. Соответственно, Штирнер считает, что Я — критерий истины , а это значит, что личность не должна признавать никаких обязательных для себя общественных установлений. Индивиду надо поэтому искать не социальную, а свою собственную свободу. Утверждая свободу индивида, а по существу его полный произвол , Штирнер отрицает всякие нормы поведения, все общественные ин-ты. Однако найти такую форму общественного устройства, при которой каждый человек обретал бы наивысшую свободу, т.е. был бы независим от общества и его установлений, невозможно. Вот почему идеи совершенного эгоизма Штирнера хотя и оказали влияние на Бакунина и Кропоткина, но стали основой уже иного, не индивидуалистического направления в А. Бакунин — один из самых выдающихся и влиятельных теоретиков и практиков А. В своих работах “Федерализм, социализм и антитеологизм” (1867), “Государственность и анархия ” (1873) и др. он доказывал, что гос-во — это главное зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое, ибо оно есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, став простой “канцелярией” общества, “центральной конторой”. Идеал Бакунина — общество , организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации. Этим самым он в отличие от Штирнера подчеркивал не индивидуалистическую, а общественную сторону анархического идеала. Ратуя за социализм, Бакунин в то же время считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. Бакунин полагал, что идеал безгосударственного общества следует осуществить немедленно, сразу же после социальной революции. При этом он призывал во имя этого подняться над узко национальными, локальными задачами освободительного движения. Именно Бакунину принадлежит лозунг: “У нас нет отечества. Наше отечество — всемирная революция”. Бакунин был активным участником революционного европейского движения. В 1868 он основал тайный анархистский союз “Международный альянс социалистической демократии”, вел открытую борьбу против Маркса и его единомышленников в Международном товариществе рабочих (J Интернационале). Антиэтатистские идеи Бакунина, в частности его теоретические положения, направленные против государственного социализма, против авторитарных и бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении, о федерализме и интернационализме и сегодня сохраняют свое значение . Выдающимся теоретиком анархизма был известный рус. ученый и революционер Кропоткин. В сочиненияхНаука и анархия” (1892), “Анархия, ее философия , ее идеал” (1896) и многих др. он обосновывал и пропагандировал идеи А., отстаивая неизбежность их претворения через насильственную анархическую революцию. Считая, как и Бакунин, что только анархия является высшей ступенью общественной эволюции, он в отличие от него не призывал к тотальному отрицанию всех и вся. Кропоткин обосновывал возможность создания идеального анархо-коммунисти-ческого строя, т.е. такого безгосударственного общественного устройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными. По его мнению, именно такое общество будет “довольством всех”, поскольку оно будет основано на совместном владении всеми богатствами, при неукоснительном соблюдении принципов свободы и равенства. В то же время Кропоткин являлся активным противником марксизма , он не соглашался с ним не только в вопросе о роли и месте гос-ва и насилия в истории, но и расходился по вопросу о невозможности в ходе революции постепенно и гуманно реформировать социальные ин-ты старого общества. Теоретики А. внесли существенный вклад в развитие общественной мысли. Их критика государственно-бюрократического централизма, отчуждения административного аппарата от гражданского общества, отрицательных последствий огосударствления всех сторон общественной жизни оказала значительное влияние на становление многих филос., социологических и культурологических учений, выходящих далеко за рамки А. Анархистские идеи и сегодня продолжают жить и распространяться, хотя они и не имеют той силы массовой привлекательности, на которую рассчитывают их адепты . Большинством людей А. вполне справедливо оценивается как утопия . Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Лат. Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории. Основное внимание при этом обращается на те основания, которые в наибольшей степени диссонируют с современными процессами общественного развития. Естественно, это прежде всего вопрос о необходимости насильственной социальной революции. По-видимому, А. в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия , которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии. Подчеркивая утопизм идеала А., неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание : анархистская теория побуждает обращать самое пристальное внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления. В связи с этим характерно то, что в отличие от др. общественно-политических движений и партий анархисты всегда открыто выступали против любых недемократических режимов организации общественной жизни, даже если последние вызывали энтузиазм и восторг большинства людей; анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот, сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость ; анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды; А. и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны. Непреходящее значение А. и его идеологии выразил П.И. Новгородцев, который отметил, что, после того как человеческая мысль исследует все формы идеального устройства власти и все их найдет недостаточными, она неизбежно обратится к А., к мысли об устроении общественной жизни без власти и без закона , на чистом принципе свободы: “Если от социализма остается еще возможность перехода к анархизму как к более радикальному направлению, то за анархизмом открываются бездна и пустота , перед которыми кончаются и смолкают социально-философские вопрошания”. Плеханов Г.В. Наши разногласия // Избр. филос. произв. М, 1956. Т. I; Ленин В.И. Государство и революция // Поли, собр. соч. М., 1958—1965. Т. 33; Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 4.; Энгельс Ф. Бакунисты за работой // Там же. Т. 18; Бакунин М.А. Философия. Социология . Политика . М., 1989; Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Кризис анархизма. М., 1994. Ч. 2; Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994; Прудон П.Ж. Что такое собственность? М., 1998. B.C. Грехнев

2. Анархизм – (греч. "a", "an", " отрицание ", "не" и "arce", " начало ", " власть ") - политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и " государство " источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

3. Анархизм – (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — философское и социально- политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления об-вом. Анархистские идеи встречаются уже в античности и в средние века . Критику отчуждающей роли государства можно встретить у Лао-Цзы, Аристина, Зенона , стоиков, впоследствии — в анабаптистской, гусистской и др. ересях. Однако в строгом смысле А. в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце 18 в. как реакция на формирование собственных противоречий капиталистического производства и результат разочарования в этатистском пафосе эпохи Просвещения ( Этатизм ). Историко-философская традиция относит к А. чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: Годвина, Придана, Штирнера, Бакунин? Узнать в Энциклопедическом словаре. Бакунин - это...'>Бакунина, В. Такера, Толстого, Кропоткин? Узнать в Энциклопедическом словаре. Кропоткин - это...'>Кропоткина и др. Хотя их концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, по-разному объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы , позволяющие объединить их в рамках одного философского направления — А. Во-первых, в этих концепциях осн. причиной социальной несправедливости признается существование государства и его политико-правовых институтов. Во-вторых, отрицается любая форма организации об-ва “сверху — вниз” и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и др. В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому об-ву институты . В-четвертых, условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Как политическое течение внутри революционного движения А. сформировался после раскола I Интернационала. У его истоков стояли рус. революционные народники Бакунин и Кропоткин. Революционный А. призывал к ликвидации государства и установлению идеального, по его убеждению, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. В начале 20 в. в России широкое распространение получило движение “христианского А.”, приверженцами к-рого были преимущественно последователи Л. Толстого. Гл. в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости. В наши дни идеи А. продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, напр. на взгляды “новых левых”, “зеленых”, “левых радикалов”, сторонников альтернативных движений и др.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Анархизм» в других словарях:

Анархизм

- (от греч. anarhia - безвластие) - общественно-политическоетечение, которое выступало за немедленное уничтожение всякойгосударствен...
Энциклопедический словарь

Анархизм

- Теория, пропагандирующая идеи о неограниченной свободе и равенстве людей. Основателем теории считается П.Ж.Прудон, хотя до него эт...
Бизнес словарь

Анархизм

- Враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политичнское течение, проповед ующее анархию, отрицающее всякую государственную в...
Словарь Ожегова

Анархизм

- - учение об обществе, в основу которого положена идея безвластия, безгосударственного устройства. В качестве руководящего начала... и еще 2 определения
Исторический словарь

Анархизм

- (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - англ. anarchism; нем. Anarchismus. Обществ.-полит. течение, выступающее с требова... и еще 1 определение
Социологический словарь

Анархизм

- - от греческого "a", "an" - "отрицание", "не" и "arce" - "начало", " власть ". Политическое учение из разряда левых идеологий, в... и еще 8 определений
Политический словарь

АНАРХИЗМ

- А, мн. нет, м. Общественное-политическое течение, проповедующее анархию1, отрицающее всякую государственную власть, организованну...
Словарь иностранных слов

анархизм

- АНАРХ'ИЗМ , анархизма, мн. нет, ·муж. 1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: