1. Юпитер – в римской мифологии царь богов, властитель и покровитель мира, бог неба, громовержец, податель плодородия, изобилия, победы, исцеления, охранитель правопорядка. В Древнем Риме храм Ю. на Капитолийском холме был центром религиозной жизни. Соответствует Зевсу в древнегреческой мифологии.
2. Юпитер - в мифах древних римлян бог неба, дневного света , грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали трапезу. Он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа , когда победитель-полководец в одежде и с инсигниями Юпитера (символами его власти), с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога), на колеснице, в сопровождении солдат и граждан, отправлялся на Капитолий , чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву. Ему посвящались Великие, позже Римские игры. В период империи Юпитер - покровитель императоров, что способствовало распространению его культа в провинциях и войске.
3. Юпитер - верховное божество римлян, бог неба, света , грозы. В государственном культе именовался Optimus Maximus (Лучший Величайший). Юпитер Долихен был первоначально местным божеством (Ваалом из Долихе) в Коммагене - области в северо-восточной Сирии. Римские солдаты сирийского происхождения распространили его оттуда по всей империи в качестве бога неба и войны .
4. Юпитер – римское божество, называвшееся у греков Зевсом, было главным из их многочисленных богов и поэтому часто сравнивается с западноазиатским божеством Ваалом или Белом. Он считался преимущественно богом ветра, дождя и молнии, «собирающий облака Зевс»; кроме этого, ему давали и другие имена, или в зависимости от места, где ему поклонялись, как, например, олимпийский, капитолийский, или же по различным действиям, которые приписывались ему (дающий дождь, громовержец и т.д.). Антиох Епифан хотел принудить евреев поклоняться олимпийскому Зевсу или Юпитеру (2 Макк. 6:2); с этой целью жертвенник ему был поставлен на жертвеннике всесожжения, на что имеется указание у пророка Даниила (9:27) о мерзости запустения, стоящей на святом месте. Спутником Юпитера и его слугою римляне считали вестника богов, Меркурия (у греков он назывался Гермесом), божество красноречия, учености и искусств. Павел с Варнавой были в Листре, то жители Ликаона, пораженные чудом с хромым, стали кричать, что боги сошли к ним, при этом Павла они приняли за Меркурия (Ермий то же, что и Гермес), потому что он начальствовал в слове, а Варнаву за Юпитера (Зевса (Деян. 14: 12). С большим трудом удалось апостолам удержать народ от принесения им жертв. В основе почитания Юпитера в Ликаонии лежит древнее народное предание. Однажды Юпитер и Меркурий, путешествуя в человеческом образе по Ликаонии, просили о ночлеге, но везде встречали отказ, пока, наконец, не попали в небольшую хижину, где старая счастливая чета, Филимон и Бавкида, радушно приняли их. Когда старики увидели в чаше вино вместо воды, то очень испугались, поклонились богам и хотели принести им в жертву своего единственного гуся. «Пусть он живет», сказал Юпитер, «вы же посмотрите, как я накажу безбожную область и вознагражу вас». Он возвел их на гору. Оттуда они увидели вашу страну под водой; осталась только их хижина, превращенная в храм. (Овидий VIII).