1. Перун – — главный бог древне славянского пантеона, бог дождя, молнии и грома. Соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Черты П. в христианстве были перенесены на Илью Пророка и Георгия Победоносца.
2. Перун – Перун - главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры - Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. - производитель, творец. В то же время П. - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П.", "как цябе П. узяв". П. - божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей ("Полное Собрание Российских Летописей", II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день - 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити жезльем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения". На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. - Ср. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын "Божества древних славян" (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.
3. Перун – в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде , поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей - "Перунъ есть многъ" (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества. Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде Перуна сбросили с моста. О. П.
4. Перун - главнейший среди древнеславянских языческих богов. Бог грома и молнии.