Skip navigation

Что такое Омейяды? Значение слова omeiyadi, исторический словарь

Значение слова «Омейяды» в Историческом словаре. Что такое омейяды? Узнайте, что означает слово omeiyadi - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Омейяды

1. Омейяды - династия арабских халифов в 661 -750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель — Муавия I. При О. арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории. Столицей халифата был Дамаск. В результате восстания 747—750 гг. под руководством Абу Муслима О. были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Один из О. — Абдаррах-мам I, бежавший в Испанию, основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских О.

2. Омейяды - династия арабских халифов в 661- 750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель - Муавия I . При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории. Столица Омейядов - город Дамаск .

3. Омейяды – Династия халифов, правившая в 661-750 гг. в арабском Халифате . Род Омейядов (Умаййидов) принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в доисламской Мекке. Основоположник династии Муавийа I , бывший с 639 г. наместником Сирии, выступил в 656 г. против очередного мединского халифа Али ибн Абу Талиба и сумел в упорной борьбе одержать над ним победу. В 659 г. он провозгласил себя халифом, а к 661 г. его власть признали во всех провинциях халифата. В 676 г. жители Мекки и Медины принесли присягу сыну Муавиййи, Йазиду, впервые признав таким образом наследственный характер халифской власти. Столицей новой династии стал Дамаск . После смерти в 680 г. Муавийи I, его сын Йазид I без труда принял власть в Сирии. Но когда его люди попытались привести к присяге аравийских арабов, они сразу столкнулись с большими трудностями. Дело осложнялось тем, что в Медине проживал Хусайн - сын предшествующего Муавийи халифа Али и дочери Мухаммада Фатимы, который имел в Аравии и Ираке многочисленных сторонников. Узнав о смерти Муавийи, он отказался приносить присягу его сыну и бежал вместе с семьей в Мекку. Известие о том, что внук пророка не пожелал присягать Омейядам, воодушевило иракских шиитов (так стали называться представители особого течения в исламе , считавшие, что халиф должен избираться только из числа потомков Али, как ближайшего родственника пророка). Около 10 тыс. куфийцев немедленно принесли Хусайну присягу в верности. В сентябре Хусайн в окружении своих последователей двинулся из Мекки на Куфу. Уже в пути к нему пришло известие, что выступление в Ираке подавлено. Тем не менее Хусайн продолжил свой поход. В начале октября у селения Кербелы, неподалеку от Куфы, весь его отряд был остановлен и перебит в упорном сражении сторонниками Йазида. Мученическая смерть Хусайна и его родичей (под Кербелой пали три или четыре его сына, семь братьев, три племянника и двенадцать других ближайших родственников) произвела огромное впечатление на современников. Событие это завершило кристаллизацию шиизма , которому для самостоятельного существования не хватало только своего мученика . Отныне шииты сделались непримиримыми врагами Омейядов. Правление Йазида I прошло относительно спокойно, хотя все эти годы Аравия продолжала оставаться оплотом недовольных. Весной 683 г. против халифа восстали мединцы. Он отправил против непокорных 5-тыс. войско. 27 августа , после упорного сражения, сирийцы ворвались в Медину и предали ее разгрому. Было перебито 3 тыс. горожан и в их числе 306 курайшитов. Затем сирийцы подступили к Мекке и начали ее осаду. Одним из печальных эпизодов этой войны стал пожар Каабы (31 октября 683 г.), во время которого треснул и распался знаменитый Черный камень . Вскоре после этого, 10 ноября, пьяный Йазид упал во время охоты с лошади и разбился. Умирая, он успел назначить своим преемником старшего сына Муавийю. Халифу было в это время 38 или 39 лет. Мусульманская традиция сохранила о нем сдержанные воспоминания. Признавая, что он был красноречивый и щедрый человек, поэт и импровизатор, авторы хроник сообщают вместе с тем, что Йазид не держался древних обычаев, очень любил вино, женщин, веселую компанию и охоту и ни на один час не мог расстаться с предметами своей привязанности. Выбор наследника также не прибавил доброй памяти второму Омейяду, так как он оказался во всех отношениях неудачным. Муавийа II ни духом, ни телом не был пригоден для руководства государством . Постоянная болезненность направляла течение его мыслей в сторону смерти. По словам одного современника , это был "благочестивый юноша, много думающий о потустороннем". Не желая осквернять себя делами бренного мира, Муавийа поручил их Хасану ибн Малику . Последний пользовался авторитетом в Палестине и Сирии, но ничего не значил за их пределами. Аравийские арабы продолжали находиться в оппозиции к Омейядам. Другие провинции заняли выжидательную позицию. Фактически в стране установилось безвластие. В феврале 684 г. Муавийа отрекся от власти. Преемника себе он не назначил, так как вскоре скоропостижно скончался от чумы. Его брат Халид, увлекавшийся алхимией и греческой философией, также отказался от престола . Других взрослых сыновей у Йазида не было, и взоры всех сторонников династии обратились на представителя другой ветви Омейядов, Марвана ибн ал-Хакама. Однако его права были далеко не бесспорны, и утвердиться на престоле он мог только в результате борьбы. Тем временем в конце февраля в Медине провозгласил себя халифом сын аз-Зубайра, известного сподвижника Мухаммада, Абдаллах ибн аз-Зубайр. Его власть вскоре признали в Египте и Палестине, Ираке и Хорасане. Одна только Сирия отказалась присягать ему на верность . В противовес Ибн аз-Зубайру здешние арабы в июне 684 г. провозгласили халифом Марвана I. Поначалу положение этого Омейяда казалось очень неустойчивым - даже в Сирии у него было много противников, присягнувших Ибн аз-Зубайру. Но Марван, в отличие от своего соперника, который безвыездно сидел в Медине, действовал очень энергично. Стремительно двинувшись на Дамаск, он завладел столицей и всеми находившимися там припасами и деньгами. Затем в долгом, продолжавшемся около двадцати дней, сражении на Мардж Рахит Марван нанес поражение сторонникам Ибн аз-Зубайра, после чего вся Сирия и Палестина перешли под власть Омейядов. Развивая успех, халиф двинулся в Египет, в декабре того же года занял Фустат, быстро возвратился в Дамаск и отправил отсюда в Аравию 6-тыс. войско под командованием Хубайши ибн Дулдже. Тот разгромил сторонников Ибн аз-Зубайра и легко занял Медину, но потом был разбит подошедшими басрийцами и пал в бою. Тем не менее Марван чувствовал себя уже настолько уверенно, что в марте 685 г. объявил наследником своего сына Абд ал-Малика. Вскоре после этого, 7 мая, старый халиф скончался (по всей видимости, от чумы, хотя существует версия , что его задушила во сне подушкой его жена). Абд ал- Малик стал халифом в возрасте 40 лет. Он был строен, красив, любил поэзию, отличался благоразумием, твердостью и умом, но при всем этом был несколько скуповат и неравнодушен к лести. К моменту принятия власти он успел приобрести большой военный и административный опыт. Правление нового халифа начиналось в очень непростых условиях. В придачу к внутренней гражданской смуте добавилась внешняя война с северным соседом Халифата Византией. Вскоре после смерти Муавийи I арабы были изгнаны с Родоса, Крита и Кипра. Византийский флот вернул себе господство на море. В 684 г. были взяты основные базы арабского господства в Малой Азии - Малатья и Мараш. Вслед за тем мусульмане отдали врагу старую столицу Сирии Антиохию. Летом 685 г. халифу удалось заключить с византийским императором Константином IV мирный договор . Условия его были крайне тяжелы для Абд ал-Малика (он обязался уплачивать по 1 тыс. динаров, одному рабу и одному коню за каждый день перемирия), но иного выбора у халифа не оставалось, ибо воевать одновременно на два фронта в его положении едва ли было возможно. Помирившись с византийцами, Абд ал-Малик в начале зимы 686 г. отправил в Аравию отряд, который без боя овладел Мединой, Хайбаром и Фадаком. Но потом внимание халифа было отвлечено иракскими событиями. В октябре 685 г. в Куфе произошло восстание шиитов, во главе которых встал ал-Мухтар ибн Абу Убайд ас-Сакафи. Едва овладев городом, они развернули наступление против сирийцев. В августе 686 г. те потерпели тяжелое поражение на реке Хазир, после чего сдали врагу Мосул и Нисибин. Но в разгар успешного наступления куфийских шиитов на них неожиданно напали с тыла басрийцы - сторонники мекканского халифа Ибн аз-Зубайра. В апреле 687 г. они штурмом взяли Куфу. Ал-Мухтар пал в бою. Однако и басрийцы не смогли развить свой успех, так как у них началась война с хариджитами - представителями другой оппозиционной секты. Последние к началу 688 г. овладели всей Юго-Восточной Аравией, включая Оман , Бахрейн и Йемен, а также иранскими областями Кирманом и Систаном. Взаимные распри врагов дали Абд ал- Мелику передышку, но он не мог ей воспользоваться из-за нехватки средств ( четверть всех налоговых поступлений шла на уплату дани Византии). К тому же Сирия была сильно опустошена чумой и голодом. В 688 г. халиф возобновил войну с византийцами, которая на этот раз была успешной для арабов. В том же году они вернули Антиохию. Византийский император Юстиниан II , который вел в это время в Европе тяжелую борьбу с болгарами, не имел возможности помешать наступлению мусульман. В начале 689 г. он согласился на заключение нового мирного договора, гораздо более выгодного для Абд ал-Малика, нежели прежний. Летом халиф двинулся на Нисибин и склонил его защитников перейти на свою сторону. В следующем году он также без сопротивления занял Мосул. В октябре 691 г. у Маскина были разбиты басрийцы, после чего халиф без боя вошел в Куфу, а затем и в Басру. В 692-693 гг. были разбиты хариджиты Восточной Аравии. После всех этих побед в руках мекканского халифа Ибн аз-Зубайра остался только Неджд . В марте 692 г. верные Абд ал-Малику войска приступили к новой осаде Мекки. Вскоре здесь начался голод . Постепенно Ибн аз-Зубайра покинули почти все сторонники. С оставшейся горсткой соратников он 5 ноября попытался пробиться из города и пал в бою. Арабское единство после этого было восстановлено. Но иранские провинции были отбиты у хариджитов только к 695 г. В последние десять лет своего правления Абд ал-Малик смог провести некоторые очень важные преобразования. При нем впервые началась чеканка новых дирхемов с мусульманской символикой (до этого в Халифате имели хождение византийские и иранские монеты). Большое значение имела проведенная им налоговая реформа , в результате которой значительно возросли государственные доходы. Возобновились внешние завоевания, прерванные десятилетней гражданской войной. Особенно успешной была война в Северной Африке, которую вел талантливый полководец Хассан ибн Науман. В 696 г. был окончательно завоеван Карфаген . Хассан велел разрушить этот древний город и срыть его стены. (После чего Карфаген уже больше никогда не возродился.) Однако, разбив византийцев, арабы столкнулись в этом районе с многочисленными племенами берберов. Сначала Хассан потерпел от них поражение и должен был отступить обратно к Кайруану. В 703 г. он начал новый поход и нанес берберам тяжелое поражение у горы Аурас. Побежденным пришлось признать над собой власть халифа и принять ислам. В 705 г. Абд ал-Малику наследовал сын ал-Валид I. Это был энергичный и деятельный властелин. Подобно Умару I он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы. Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата. В 705 г. правитель Хорасана Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств Средней Азии. В 706 г. был взят Пейкенд, в 709 г. - Бухара, в 710 г. - Кеш, в 712 г. - Самарканд и Хива. В 713 г. арабы переправились через Сырдарью, проникли в Фергану и Шаш ( Ташкент ). Другая арабская армия , возглавляемая Мухаммадом ибн Касимом, наступая вдоль побережья Индийского океана , раздвинула юго-восточные границы Халифата вплоть до устья Инда , где после продолжительной осады был взят индийский город Дейбул. После этого Мухаммад двинулся вверх по Инду через Синд и Южный Пенджаб и взял в 711 г. большой город Мультан. Но наиболее грандиозные завоевания при ал-Валиде были осуществлены на западе, где действовал другой знаменитый полководец той поры Муса ибн Нусайра. Усилив свою армию принявшими ислам берберами, он в 706-709 гг. завоевал остатки еще сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана. Только Сеута оказала арабам ожесточенное сопротивление и надолго задержала их продвижение. В конце концов правивший здесь византийский наместник Юлиан перешел на сторону Мусы и оказал ему важные услуги во время войны в Испании. Один из полководцев Мусы, Абу Зура Тариф, в 710 г. переправился через Гибралтарский пролив на кораблях, предоставленных ему Юлианом, опустошил окрестности Алхесираса и вернулся с большой добычей. В следующем году другой полководец Мусы, Тарик ибн Зийад, повторил вторжение. Король испанских вестготов Родерик двинулся ему навстречу. 19 июля у речки Вади Бекка началось историческое сражение между христианами и мусульманами. Оно продолжалось восемь дней и закончилось полным разгромом вестготов. Спустя некоторое время они были окончательно побеждены в сражении при Эсихе. Кордова и столица королевства Толедо сдались без сопротивления. В 712 г. в Испанию переправился сам Муса. После непродолжительной осады он взял Севилью. У Мериды завоеватели понесли чувствительные потери. Тем не менее к концу 713 г. весь северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был в их власти. Через год покорился и юго- восток . В годы правления ал-Валида арабы достигли пика своего могущества. После его смерти начинается постепенное ослабление Халифата, вызванное внутренними смутами. Еще с домусульманской поры в Аравии существовала вражда между южными и северными аравийскими племенами. Обобщенное наименование первых было кальбиты, вторых - кайситы. Пока во главе государства стояли даровитые правители, удавалось в какой-то мере гасить эту вражду. Так при Абд ал-Малике и ал-Валиде восточные провинции Халифата были вверены кайситу Хаджжаджу, который на все важные посты поставил своих соплеменников. Кальбиты в качестве компенсации получили свободу действий на западе, где всеми делами заправлял йеменец Муса Тарик. Это слабое равновесие было нарушено после смерти ал-Валида I, которому в 715 г. наследовал его брат Сулайман. Новый халиф очень любил женщин и веселые пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государству. Он не обладал ни хладнокровием, ни мудростью своих предшественников и из всех качеств своей семьи унаследовал только надменность. При нем кальбиты получили явный перевес над кайситами. Наместником Ирака был назначен кальбит Йазид ибн Муххалаба, старый враг умершего в 714 г. Хаджжаджа. Он сразу начал гонения на самых заслуженных и уважаемых лиц, принадлежавшей к еще недавно господствовавшей партии северян. Замечательный полководец предыдущего царствования Мухаммад ибн Касим был лишен всех своих постов и казнен. Это вызвало сильное ожесточение со стороны кайситов. Впрочем, кратковременность халифата Сулаймана не позволила довести это противостояние до взрывоопасных размеров. Главным событием этого периода следует назвать осаду мусульманами византийской столицы. В 717 г. Сулайман двинул к Константинополю огромный флот и сильную армию. В августе арабы переправились на фракийский берег и со всех сторон обложили город. Однако осада с самого начала сопровождалась огромными трудностями. Осаждающим с большим трудом удавалось собирать провиант, так как местное население относилось к ним очень враждебно. К тому же сильные бури и огненосные греческие корабли наносили большой урон их флоту. В довершении всех бед из-за сильной скученности в арабском лагере началась опустошительная эпидемия . В августе 718 г. осада была прекращена. Это случилось уже после смерти Сулаймана, которого осенью 717 г. разбил паралич . Перед смертью, по совету придворного богослова Раджа ибн Хайвы, он назначил своим преемником двоюродного брата Умара II. Этот халиф прославился необычайной святостью жизни и своей попыткой перестроить жизнь государства в строгом соответствии с требованиями Корана . Однако он правил очень недолго, и его 3-летний халифат был не более чем кратким эпизодом в истории Омейядов. Умару наследовал в 720 г. третий сын Абд ал-Малика, Йазид II. То был легкомысленный, беспечный человек (Ибн Тиктак называет его "распутнейшим из Омейядов"). Он правил беспорядочно и успел за четыре года растратить на свои прихоти всю казну. О государственных делах Йазид особенно не заботился и ревностно занимался только поэзией, музыкой и своими наложницами. При нем кайситы опять стали у кормила правления, что вызвало сильное возмущение во всех восточных провинциях. Мятежники двинулись в Ирак, но были разбиты на берегах Евфрата неподалеку от Куфы. В 724 г. престол перешел к брату Йазида, Хишаму, человеку умному, кроткому и целомудренному. При этом халифе в делах правления установился некоторый порядок, ибо из всех сыновей Абд ал-Малика, правивших после ал-Валида I, он, несомненно, был самый даровитый. Его репутации вредило лишь одно - неумеренная скупость. Хишам повсеместно поднял налоги и ввел новые подати . Это мера вызвала сильное возмущение в провинциях и мятежи. Впрочем, центробежные тенденции проявились только в конце халифата Хишама. А поначалу он даже пытался вести завоевания. Еще в 718 г. арабы из Испании проникли за Пиренеи. В 720 г. они взяли Нарбону, которая стала их опорным пунктом в войне с франками, а в 732 г. продвинулись почти до самой Луары. Однако в 732 г. мусульмане были разбиты Карлом Мартелом у Пуатье . В пору великих завоеваний подобное поражение едва ли могло надолго задержать продвижение их победоносной армии, но теперь ее поступательный импульс иссяк. Империю захлестывают смуты. В 725 г. разгораются восстания в Средней Азии. Все провинции за Амударьей, а также Балх и Герат отпали от Халифата. Только в 738 г. талантливый полководец Наср ибн Сеййар сумел вновь покорить их. Еще более грандиозный размах приняло освободительное движение в Северной Африке. Берберские племена были возмущены тем, что их поставили на положение язычников. При Хишаме они не только должны были платить налоги наравне с иудеями и христианами, но и несли еще одну унизительную повинность - поставляли своих дочерей в гарем халифа. Это вызывало у них гнев и чувство горечи. В 740 г. восстали племена, обитавшие на территории нынешнего Марокко. Огромное сирийское войско, отправленное на подавление этого мятежа, было разгромлено ими на реке Себу. В 741 г. к восставшим присоединились испанские берберы. Но уже в следующем году новый наместник Кайруана Ханзала ибн Сафван разбил непокорных у деревни Аснам неподалеку от Кайруана и сумел на короткое время утвердить власть халифа во всей Северной Африке и Испании. В 743 г., незадолго до смерти Хишама, империя в последний раз была восстановлена в прежних границах. Но едва престол перешел к племяннику Хишама, ал-Валиду II, смуты и мятежи вспыхнули с новой силой . Новый халиф был человек храбрый, щедрый и волевой, но при этом ограниченный и деспотичный. Вместе с тем он чрезмерно предавался вину, певицам и удовольствиям, отличался сладострастием и жестокостью. Недруги обвиняли его в том, что он даже по внешности перестал быть мусульманином. Едва приняв власть, ал-Валид казнил самым бесчеловечным образом заслуженного наместника, кальбита Халида ибн Абдаллаха. Единоплеменники последнего восстали в 744 г. и провозгласили халифом сына ал-Валида I, Йазида. Покинутому всеми ал-Валиду II оставалось уповать только на милосердие своих врагов. По примеру одного из своих предшественников, халифа Усмана, он встретил убийц с Кораном в руках, но не смог смягчить их сердца и, умирая, обагрил своей кровью страницы священной книги. Ибн Тиктак пишет, что после него осталось много хороших стихов. Однако и поставленный кальбитами Йазид III почти нигде не был признан. Кайситы Химса тут же восстали и двинулись на Дамаск. Тогда же выступил с претензиями на власть наместник Армении Марван ибн Мухаммад, принадлежавший к роду Омейядов. Но прежде, чем успела разгореться война, Йазид III осенью 744 г. скончался, передав перед смертью престол своему брату Ибрахиму . Ни Марван, ни кайситы не признали нового халифа. 18 ноября произошло большое сражение у Айн ал-Джарр (между Ливаном и Антиливаном), в котором 80 тыс. сторонников Марвана наголову разгромили 120-тыс. армию Ибрахима. Последний отрекся от престола, и после сдачи Дамаска Марван II был провозглашен халифом. Новый правитель не блистал особыми талантами, но был храбрый воин и хороший администратор. Однако будь на его месте даже очень талантливый человек, он едва ли смог бы предотвратить падение династии. В 745 г. восстали кайситы Северной Африки, во главе которых встал Абд ал-Рахман. Он захватил Кайруан, а затем овладел всеми провинциями к западу от Триполи. Тогда же от Халифата окончательно отпала Испания. В том же году Марвану пришлось вести войну с нубийцами, которые в 745 г. вторглись в Египет и заняли Фустат. Затем он двинулся в Ирак, где подняли восстание хариджиты. Однако все эти события были только прелюдией к тому, что ждало халифа впереди . В 747 г. в районе Мерва в Средней Азии вспыхнуло мощное восстание, подготовленное старыми противниками Омейядов - братьями Ибрахимом, Абу-л-Аббасом и Абу Джафаром из рода Аббасидов. К ним сейчас же пристали арабы-кальбиты и многочисленные персидские шииты. Несколько повстанческих армий двинулись на запад и в течении трех лет завоевали весь Иран и Ирак. К началу 750 г. военные действия переместились к Мосулу, где Марван успел собрать большую армию. Сил для борьбы у него было достаточно, но в решительный момент, когда развернулось сражение у Большого Заба, часть находившихся под его знаменами арабов-кальбитов перешла на сторону Аббасидов. Марван потерпел поражение и бежал. В апреле победителям сдался Дамаск. Марван отступил в Египет и был еще раз разбит при Бушре. Выслеженный благодаря измене, он был выдан врагам и 5 августа 750 г. умерщвлен. После этого победители начали настоящую охоту на представителей династии Омейядов. Все, кто принадлежал к этому роду, подлежали немедленному уничтожению. Лишь немногим удалось скрыться. Так, внук Хишама, Абд ар-Рахман ибн Муавийа, сумел ускользнуть в Испанию, где сделался родоначальником испанских Омейядов. На остальной территории Халифата началось правление Аббасидов.

4. ОмейядыДинастия эмиров (в 756-929 гг.) и халифов (в 929-1025 и 1027-1031 гг.), правившая в Испании. Ветвь династии арабских халифов. Пиренейский полуостров был завоеван мусульманами в 711-718 гг. Пришельцы (большинство из которых принадлежало к берберским племенам Северной Африки, а меньшинство было арабами, то есть выходцами с Аравийского полуострова) не ушли из Испании и расселились на ее территории. Первоначально испанский эмир назначался африканским наместником, в свою очередь подчинявшимся халифу , резиденция которого находилась в Дамаске , в Сирии. В середине VIII в. произошла смена халифских династий - на место Омейядов пришли Аббасиды , что вызвало в арабских владениях всеобщие смуты. В Африке часть провинций объявили себя независимыми, другие отказались признать Аббасидов. В этой ситуации юноша из семьи Омейядов по имени Абд ар-Рахман (он родился в 730 г.) бежал из Ирака, где почти все его родственники были умерщвлены во время переворота, и укрылся сначала в Египте, а потом в берберской Африке. Но попытки его создать здесь независимое царство оказались безрезультатны. Тогда он обратил свои взоры на Испанию - в конце 755 г. высадился на полуострове и выступил против правившего здесь эмира Йусуфа. Сперва война шла с попеременным успехом, но в конце концов Абд ар-Рахман одержал над Йусуфом решительную победу. В 756 г. вся страна выразила ему покорность, и он был провозглашен в Кордовской мечети эмиром ал-Андалуса. Абд ар-Рахман стал первым эмиром Испании, независимым от Аббасидского халифата . Впрочем, власть новой династии утвердилась не сразу. Все 32 года правления Абд ар-Рахмана I прошли в войнах с шейхами окраинных племен, но после многих превратностей он добился над ними победы. Эмир не только разгромил своих внутренних противников, но и сумел отразить в 778 г. вторжение за Пиренеи франкского короля Карла Великого. Сын Абд ар-Рахмана I, Хишам I, считался чрезвычайно набожным, милосердным и скромным государем. Ему пришлось вести войну с христианами Астурии и Галисии, а также басками и франками Септимании. В 793 г. он нанес поражение графу Тулузскому. Но более всего занимали Хишама религиозные дела. Он усиленно покровительствовал теологам-факихам. Партия фанатиков приобрела при нем большое значение. Его сын ал-Хакам I хотя и был верующим, но не соблюдал некоторых мусульманских обычаев (пил вино и проводил досуг в охотничьих забавах). Участие факихов в делах управления при нем было существенно ограниченно. В ответ фанатики принялись возбуждать против эмира народ и устраивать заговоры . Нерасположение к эмиру дошло до того, что когда ал-Хакам проезжал по улицам Кордовы, в него бросали камни. Центром оппозиции сделалась старая столица вестготов - Толедо. Эмир обрушил на врагов жестокие репрессии. В 797 г. всю толедскую знатьосновном это были испанцы, принявшие мусульманство) хитростью, под предлогом воздаяния почестей наследнику, заманили в замок и там одного за другим обезглавили. Тела казненных были брошены в ров. В 814 г. фанатики вновь восстали, осадив ал-Хакама в его Собственный? Узнать в Словаре Ожегова. Собственный - это...'>собственном дворце. Бой был очень упорный. Некоторое время исход его казался сомнительным, но постепенно войска эмира взяли верх - предместье было разорено, а 300 зачинщиков возмущений казнены. Остальных участников восстания ал-Хакам простил, но изгнал их из Испании. В результате страну покинули две большие группировки кордовцев: 15 тыс. семейств переселилось в Египет и до 8 тыс. ушло в Фес (в Северо-Западной Африке). При сыне ал-Хакама, Абд ар-Рахмане II, в 829 г. от эмирата отпали жители Толедо. Абд ар-Рахман вел против них войну в течение восьми лет, но смог овладеть городом только в 837 г., когда здесь начались разногласия между мусульманами и ренегатами (местными жителями, принявшими мусульманство). На этом смуты не кончились. В 842 г. в Арагонской области возникло независимое королевство, во главе с ренегатским родом Бену-Кази вестготского происхождения. Вскоре в состав этого королевства вошли такие значительные города , как Сарагоса, Тудела и Уэска. Сыну Абд ар-Рахмана, Мухаммаду I, удалось в 862 г. на некоторое время отвоевать Туделу и Сарагосу, но вскоре он вновь утратил эти города. Его войска были разбиты Бену-Кази и их союзником - христианским королем Леона . В 873 г. от Кордовы вновь отложился Толедо, жители которого фактически образовали независимую республику. Мухаммад был вынужден признать ее. В Эстремадуре возникло другое независимое государство под управлением ибн Мервана, поднявшего восстание среди ренегатов Нериды и соседних областей. В конце концов он тоже добился признания своей независимости эмиром, который уступил ему замок Бадахос. Но самое значительное восстание ренегатов произошло в конце царствования Мухаммада. В 880 г. Омар ибн Хафсун, происходивший из знатной вестготской семьи, возмутил жителей горной области Ронды на юге страны и создал собственное государство с центром в Бобастро. В последующие годы Омару удалось распространить свою власть почти на всю Андалусию: на Малагу, Гранаду, Хаэну и часть кордовской округи . Неоднократно Омар подступал к стенам самой Кордовы. Сыновья Мухаммада I, ал-Мунзир и Абдаллах, то и дело терпели от него поражения и гарантировали в договорах его независимость. Конец эпохе смут положил внук Абдаллаха, Абд ар-Рахман III, который по праву считается одним из самых выдающихся Правитель? Узнать в Словаре Ожегова. Правитель - это...'>правителей мусульманской Испании. Он взошел на престол очень молодым, когда ему едва исполнился 21 год. Но Абд ар-Рахман обладал сильным характером, и судьба благоприятствовала всем его начинаниям. В течение двадцати лет он вел упорные войны с ренегатами и христианами, нанося им одно поражение за другим. В 913 и 914 гг. он разгромил большинство союзников Омара ибн Хафсуна и захватил их замки. В 913 г. он утвердил свою власть в Севилье (зависимость ее от Омейядов была до этого чисто номинальной). Все это сильно ослабило Омара, который оттолкнул многих своих сторонников тем, что перешел в христианство . В 917 г. он умер. Его сыновья далеко не имели того значения, которое удалось приобрести их отцу. Их силы таяли с каждым годом. В 928 г. они сдали эмиру Бобастро, после чего независимое королевство на юге прекратило свое существование . В те же годы Абд ар-Рахман совершил несколько походов против шейхов Португалии, Орихуэлы, Аликанте, Валенсии и Эльвиры, подчиняя их одного за другим. В 929 г. он принял титул халифа. Война на севере и в центральной части Испании также шла успешно. В 930 г. Абд ар-Рахману сдался Бадахос, в 932 г., после двухлетней осады, был взят Толедо. С падением этого города и покорением арагонских Бену-Кази единство мусульманской Испании восстановилось. Одновременно Абд ар-Рахман вел войну с христианами. В 920 г. он разбил христианских королей при Вальдехункере и овладел многими северными городами, включая Памплону. Правда , в 939 г. халиф потерпел поражение при Симанкасе от леонского короля Рамиро II , но эта неудача не поколебала его могущества. После смерти в 950 г. Рамиро II , сюзеренитет Абд ар-Рахмана признали король Леона, королева Наварры, графы Кастилии и Барселоны. Тогда была разрушена и передана в руки мусульман большая часть христианских укреплений в приграничных областях. Для успешной борьбы с врагами Абд ар-Рахман III создал большую армию и флот . Последний в его царствование господствовал на всем Средиземном море. Страна при нем находилась в цветущем состоянии. Халиф покровительствовал сельскому хозяйству, ремеслу, торговле и просвещению. Испания превратилась в эти годы в культурный центр Европы, а Кордова считалась одним из самых больших и прекрасных городов Запада - в ней проживало тогда около полумиллиона жителей, было множество мечетей, бань и садов. Сын Абд ар-Рахмана, ал-Хакам II, следовал политике отца. Культурный расцвет при нем продолжался. Сам халиф проявлял глубокий интерес к науке и библиографии. Благодаря ему кордовская библиотека, насчитывавшая более 400 тыс. томов, стала одной из самых обширных и богатых в мусульманском мире. Когда в 976 г. ал-Хакам умер, его сыну Хишаму II было всего 12 лет. Вскоре верховной властью завладел полководец Мухаммад ибн Абу Амир, получивший прозвище ал-Мансур (Победитель). Поощряя чувственные излишества, к которым был склонен юный халиф, ал-Мансур держал его в стороне от всякой деятельности и контактов, способных подготовить его к самостоятельному правлению. В конце концов он изолировал его во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени. Народу было объявлено, что халиф решил всецело посвятить себя благочестию, отдав мирские дела в руки ал-Мансура. Укрепив свое положение внутри страны, ал-Мансур выступил против христиан и нанес им несколько сокрушительных поражений. В 985 г. мусульмане взяли Барселону, а в 997 г. разрушили главную святыню испанских христиан - церковь и святилище Сант-Яго в Компостеле на северо-западе полуострова. В результате этих кампаний было фактически полностью завоевано королевство Леон. Из христианских областей независимость сохранили только часть Астурии и Галисии и некоторые земли в Кастилии. В 1002 г. ал-Мансур умер. Власть после него наследовал сын Музаффар. Он правил недолго и умер в 1008 г. Его кончина послужила сигналом к возникновению сильнейшей смуты, в пучинах которой погиб Омейядский халифат. Второй сын ал-Мансура, Абд ар-Рахман, был свергнут в 1008 г. Вслед за тем пришла очередь слабого и безвольного Хишама II. Престол сделался игрушкой в руках берберских военачальников и предводителей наемных войск. В следующие 18 лет у власти сменилось пять халифов из рода Омейядов и трое из берберского рода Хаммудидов. Начало смуте положил правнук Абд ар-Рахмана III, Мухаммад II . Пользуясь содействием некоторых других членов династии, он в 1009 г. неожиданно напал на кордовского префекта и убил его. Все население столицы поддержало Мухаммада. Хишам II был вынужден отречься от престола. Мухаммад II стал халифом. Он оказался жестоким, развратным и совершенно неумным политиком. Почти сразу началась вражда между ним и "славянскими", берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, внука Абд ар-Рахмана III, а когда он был убит, передали престол его племяннику Сулайману. При этом мятежники взяли штурмом и разграбили Кордову. Сулайман стал халифом, а Мухаммад II бежал в Толедо. Но торжество его победителя было недолгим. " Славяне " во главе с Вадихом взяли в 1010 г. Кордову и вместе с их союзниками каталонцами вновь ее разграбили. На престол вернулся Мухаммад II. Вскоре, не стерпев его высокомерия, "славяне" убили своего ставленника, освободили из темницы Хишама II и опять сделали его халифом. Берберы также не сложили оружия. Они взяли Захру, перебили всех ее жителей и до основания разрушили этот великолепный город. В том же году берберы подступили к Кордове и после полуторогодовой осады взяли ее. Ярость победителей была ужасна. Горожан предали страшному истреблению, резиденция халифов была разграблена и разрушена. После этой катастрофы Кордова уже никогда не могла вернуть себе прежнего блеска и богатства. Звезда ее закатилась. Судьба Хишама II в ходе этих событий неизвестна. Некоторые историки пишут, что ему удалось бежать в Азию, где он и окончил свои дни. Халифом вновь провозгласили Сулаймана. Но власть его ограничивалась лишь окрестностями Кордовы, так как повсюду наместники -эмиры объявляли о своей независимости. Тогда же с претензиями на престол выступил правитель Танжера и Сеуты Али ибн Хаммуд, который производил свой род от пророка . В 1016 г. он при поддержке "славян" захватил Кордову, убил Сулаймана и был провозглашен новым халифом. Не прошло и года, как против него был выдвинут другой претендент - правнук Абд ар-Рахмана III, Абд ар-Рахман IV. Его поддерживали правитель Альмерии Хейран и эмир Сарагосы Мунзир I ал-Мансур. В 1018 г. они взяли Кордову и убили Али ибн Хаммуда. Сам Абд ар-Рахман IV был убит в том же году людьми Хейрана, которым не понравилось, что халиф пытается править самостоятельно. Власть перешла к брату убитого халифа Али, ал-Касиму, который без малейшего сопротивления овладел столицей. Этот халиф правил более двух лет, но в 1021 г. против него выступил собственный племянник Йахйа. Ему удалось выгнать ал-Касима из Кордовы, потом, в 1023 г., он сам был прогнан им. В 1023 г. жители Кордовы окончательно прогнали ал-Касима вместе с поддерживавшими его берберами. Йахйа захватил дядю в плен и велел умертвить. Тем временем кордовцы возвели на престол представителя старой династии Омейядов - брата Мухаммада II, Абд ар-Рахмана V. Он был человек даровитый и доброжелательный, но не успел укрепить свою власть. Через несколько месяцев восставшие жители убили его и провозгласили халифом другого Омейяда - Мухаммада III. Это был человек совершенно необразованный и грубый, но он нравился черни, которая и поддержала его. В 1025 г. он также был свергнут и убит. Кордовцы пригласили на престол Йахйю, но тот не поехал в столицу сам, а прислал к ним из Малаги наместника. В 1026 г. наместника изгнали. Некоторое время царило фактическое безвластие. Наконец в 1027 г. был провозглашен халифом брат Абд ар-Рахмана IV, Хишам III. Это был добрый, но не способный к правлению старик. В Кордову он приехал только в 1029 г. Делами занимался его визирь Хакам ибн Саид , который вскоре возбудил к себе всеобщее недовольство. В 1031 г. солдаты во главе с одним из Омейядов, Омайей, убили Хакама и вынудили Хишама III отречься от власти. Но и Омайя не получил престола. Члены Государственного совета велели ему покинуть город и объявили об упразднении титула халифа. Кордова превратилась в аристократическую республику. К этому времени единого государства уже давно не существовало - страна распалась приблизительно на 30 небольших эмиратов. Наступил период , известный в арабской историографии как " эпоха царей общин" (мулук ат-таваиф).

5. Омейяды - воинственная династия арабских халифов (661 - 750 гг.).

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Омейяды» в других словарях:

Омейяды

- Династия арабских халифов в 661-750, происходившая из рода омейяарабского мекканского племени курейш. Основатель - Муавия I. При О...
Энциклопедический словарь

Омейяды

- Аравийская династия халифов, занимавшая трон с 661 до 750 года после смерти сподвижника, двоюродного брата и зятя Мухаммеда Али. В...
Религиозный словарь

омейяды

- Первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750. Член знатной семьи Омейядов из Мекки Осман был...
Энциклопедия Кольера