1. Кондуктор - работник, сопровождающий железнодорожный поезд, обслуживающий пассажиров городского транспорта. Кроме того - унтер-офицер, сверхсрочнослужащий в Дореволюционной России. Его присваивали также художникам, чертежникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях. На флоте К. - ближайшие помощники офицеров-специалистов. Это старший боцман, рулевой сигнальный, телеграфный, артиллерийский, минный и др. Комплектовались из унтер-офицеров, окончивших срок обязательной службы и сдавших экзамен на чин.
2. Кондуктор – (лат. Conduco - ведущий) - воинское звание в русском ВМФ, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен. В порядке исключения это звание присваивалось нижним чинам, не имеющим унтер-офицерского звания. До середины XIX в. звание кондуктора присваивалось только унтер-офицерам корпусов флотских штурманов, корабельных инженеров и инженеров по морской строительной части. Со 2-й половины XIX в. звание присваивалось унтер-офицерам корабельной и береговой службы основных флотских специальностей: минерам, машинистам, рулевым, сигнальщикам, дальномерщикам, артиллеристам, трюмным, кочегарам и др. Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов специальности. Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т.д. Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет. После 1917 г. это звание было упразднено.