1. Философия – — любомудрие — форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир и место в нем человека . Исследует познавательные, социально-политические, ценностные этические и эстетические отношения человека к миру. Наука о наиболее общих, существенных связях и отношениях человека к миру, законах развития природы, общества и человеческого мышления; выявляет взаимоотношения субъекта и объекта, решает вопрос о познаваемости мира , отношении мышления к бытию, материи и духа. Основные разделы Ф.: онтология (учение о бытии), гносеология ( теория познания), логика , этика , эстетика . В решении философских проблем выделились противостоящие друг другу направления: диалектика и метафизика , рационализм и эмпиризм , натурализм и спиритуализм , детерминизм и индетерминизм и др. Основное деление философов идет по линии материализм —идеализм, в зависимости от их отношения к основному вопросу философии, имеющего две стороны: во-первых, признанию первичности материи или сознания, во-вторых, ответу на вопрос о познаваемости мира. Марксизм-ленинизм в своей философской основе развивал теорию диалектического и исторического материализма. Ряд западных философов стоят на позициях неопозитивизма, прагматизма , экзистенциализма , персонализма , неотомизма и феноменологии.
2. Философия – (Деян 17.18; Кол 2.8)-поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и математик 6 в. до РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или «мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор 1.22) и ее расцвет приходится на 5 в. до РХ, когда жили Сократ, Платон, Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и наиболее древними, возможно, являются индийские мудрецы, но ни одна система и ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями: эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя, пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Ин 14.6; Кол 2.3). В Кол 2.8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое обольщение». (См. Греция)