Skip navigation

Что такое Руссо? Значение слова russo, энциклопедический словарь

Значение слова «Руссо» в Энциклопедическом словаре. Что такое руссо? Узнайте, что означает слово russo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Руссо

1. Руссо – (Russo) Винченцио (1770-99) - итальянский просветитель; деятельПартенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после еепадения.

2. Руссо – (Rousseau) Жан Жак (1712-78) - французский писатель и философ.Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальнуюцерковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях "Рассуждение о начале иоснованиях неравенства..." (1755), "Об общественном договоре" (1762) и др.Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевскойвласти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства исвободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство,по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей(см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссовыражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Роман вписьмах "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), а также "Исповедь" (издание1782-89), ставящие в центр повествования "частную", духовную жизнь,способствовали становлению психологизма в европейской литературе."Пигмалион" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культприроды и естественности, критика городской культуры и цивилизации,искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму)оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.(Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль),французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения.ДетствоМать Руссо,урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла черезнесколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантскомпансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. Повозвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебнымканцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тираниихозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. Мадам де ВарансВ Савойеон познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительноевлияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова изстаринного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользоваласьпокровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился вТурин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив темсамым женевское гражданство.В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам деВаранс, которая решила продолжить его образование. Она побудила егопоступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновилсвои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сейраз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения смадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привиливкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице онполучил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли,старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотявоспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли емупо приезде в Париж. Руссо в ПарижеВ 1742 Руссо переселился в столицуФранции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой имреформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затемапеллировал к публике, издав "Диссертацию о современной музыке" (1743). Кэтому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразураспознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным инезависимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение надолжность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако,не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомилсяс Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницейего жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их былопятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. "Энциклопедия"В конце 1749Дидро привлек Руссо к работе над "Энциклопедией", для которой тот написал390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыкантавозросла после его комической оперы "Сельский колдун", поставленной придворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие вконкурсе на тему "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищениюнравов?", организованном Дижонской Академией. В "Рассуждениях о науках иискусствах" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своейсоциальной философии - конфликт между современным обществом и человеческойприродой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливогоэгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей,но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса,считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работапринесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 навторой конкурс Дижонской Академии Руссо представил "Рассуждение опроисхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755). В нем онпротивопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенствуискусственному (социальному).Конфликт с энциклопедистамиВ 1750-х гг. Руссовсе более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал вЖеневе, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданскихправах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем),сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой ФридрихаМельхиора Гримма, автора знаменитой "Литературной корреспонденции", скоторым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршаладе Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенноохлаждались. В пьесе "Побочный сын" (1757) Дидро высмеял отшельников, аРуссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстьюк невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницейЖана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро иГримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себявиновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на "Новую Элоизу"(1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавшийискренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни.Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не толькообстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах.В "Письме к Д Аламберу о спектаклях" (1758) Руссо утверждал, что атеизм идобродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро иВольтера, он поддержал критиков статьи "Женева", опубликованной ДАламбером за год перед этим в 7 томе "Энциклопедии".Теория нравственныхчувствВ педагогическом романе "Эмиль или о Воспитании" (1762) Руссообрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостатоквнимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественнымпотребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденныхнравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознаниедобра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств отразлагающего влияния общества."Общественный договор"Между тем, именнообщество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - "Обобщественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Заключаяобщественный договор, люди поступаются частью своих суверенныхестественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу,равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общуюволю. Последняя не тождественна воле большинства, которая можетпротиворечить подлинным интересам общества. Если государство перестаетследовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оноутрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этойнравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию,призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, внеотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом,философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих егопрежних друзей. Последние годыПроповедь Руссо была встречена одинакововраждебно в самых различных кругах. "Эмиль" был осужден Парижскимпарламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве былисожжены и "Эмиль" и "Общественный договор", а Руссо был объявлен внезакона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался вАнглии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж,где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над "Исповедью"(1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился вЭрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни напопечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове всобственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссобыли перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей нетолько культ Верховного Существа, но и террор. Сочинения:Избр. соч. М.,1961. Т. 1-3.Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.Трактаты. М., 1969.Euvrescompletes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов,издание продолжается).Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V.1-3.Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел51 том, издание продолжается).Литература:Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М.,1976.Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978.Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life andwritings. Cambridge, 1955.Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York,1968-1973. V. 1-2.Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V.1-2.Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency,1995.С. Я. Карп Теодор (1812-67) - французский живописец. Глава барбизонской школы.Изображения сельских местностей Франции ("В лесу Фонтенбло") отличаютсяплотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету ивоздуху.

3. Руссо – (Russo) Алеку (1819-59) - молдавский и румынский писатель,публицист. Сатирическая пьеса "Жикничерул Вадрэ" (1846), поэма "ПесньРумынии" (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьинаправлены против остатков феодализма.

4. Руссо – (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910) -французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма.Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностьюмировосприятия.

Энциклопедический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):