Ибн Сина – (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма,отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления","Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научныевоззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Синыбыли необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедиятеоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) -обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатскихврачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. всредневековой Европе (ок. 30 латинских изданий). Абу Али ХусейнАбдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близБухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. ЖизньИранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватываетпервые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохраниласьв трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца -чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам.Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран иосвоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков,поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговцаМахмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида,медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался уученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелыйученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (нынеУргенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг "АкадемииМамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Синыпоступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизньсменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы онписал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане,сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических игосударственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врачаэмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти наслужбу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. Впоследние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. ТрудыСохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины.Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси),охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику,поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование егофилософских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Синаназывал своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, сидеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "ТеологииАристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главнаяфилософская работа Ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" -состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук(геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому трудупримыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенномизложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения"(русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей странБлижнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний инаставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение егофилософских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работнаибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение несколькихстолетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленныестихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философскихнаук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовалАристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующееблагодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как ввозможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины,в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих,но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см.Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма,утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог снеобходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Синаобъяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации,обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого кмножественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма онограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю некак конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элементлюбого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего"Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме"(аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по путипознания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизикипредставлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленноепутешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мирвечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем егоконкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единуюсубстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителемфилософского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное кпринятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнутапосредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом,кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад,1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви.Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М.,1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество.Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина(Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina).Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В.ЖуравскийИБН ТУФАЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер - Abubacer) (ум. ок. 1185),арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарьправителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадскогохалифа. В "Повести о Хайе ибн Якзане" (с 17 в. переведена на латинскийязык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовногоразвития человека, заброшенного на уединенный остров.
Что такое Ибн Сина? Значение ibn sina, энциклопедический словарь
Значение термина «Ибн Сина» в Энциклопедическом словаре. Что такое ибн сина? Узнайте, что означает слово ibn-sina - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.
Ибн Сина
Поделиться с друзьями:
Постоянная ссылка на страницу:
Ссылка для сайта/блога:
Ссылка для форума (BB-код):
«Ибн Сина» в других словарях:
ибн сина
- Или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив н...
« Ибн Сида