Skip navigation

Что такое Страхов, николай николаевич? Значение strahov nikolai nikolaevich, энциклопедия кольера

Значение термина «Страхов, николай николаевич» в Энциклопедии Кольера. Что такое страхов, николай николаевич? Узнайте, что означает слово strahov-nikolai-nikolaevich - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Страхов, николай николаевич

Страхов, николай николаевич

(1828-1896), русский философ, литературный критик. Родился 16 октября 1828 в Белгороде Курской губернии в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, а затем в Петербурге. В 1861 началась публицистическая деятельность Степуна. Он сотрудничал с Ф.М.Достоевским, был близким другом Л.Н.Толстого, который оказал на него большое влияние. В 1870-е годы работал в Ученом комитете при министерстве народного просвещения. Умер Страхов в Петербурге 24 января 1896.

Основное философское сочинение Страхова - Мир как целое (1872). "Целостность" мира, по Страхову, определяется приматом духовного начала в отношении начала "вещественного". Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух "овладевает" материей. Центральную роль в органическом мире играет человек - "узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его". В иерархической организации "целостного мира" первенство принадлежит человеку, но причина этого первенства и соответственно человеческой ответственности уже вне мира, в Абсолюте.

Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге Борьба с Западом в русской литературе (1883). Основной объект его критики - европейский рационализм ("просвещенство"), который он идентифицирует как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного "идолопоклонства" становятся мировоззренческие догмы далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике "рационалистического" Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):