Skip navigation

Что такое Папство: реформа папства? Значение papstvo reforma papstva, энциклопедия кольера

Значение термина «Папство: реформа папства» в Энциклопедии Кольера. Что такое папство: реформа папства? Узнайте, что означает слово papstvo-reforma-papstva - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Папство: реформа папства

Папство: реформа папства – К статье ПАПСТВО

Клюни. Средневековое реформаторское движение, начало которому было положено в аббатстве Клюни, охватило монашеские круги, а затем, с приходом к власти папы св. Льва IX (1049-1054) и его преемников, - и само папство. В 910 герцог Гильом Аквитанский основал монастырь Клюни, освободив его от всякого светского контроля и подчинив непосредственно папе. Несмотря на все свое обмирщение, папы в 10 в. опекали и защищали Клюни, предоставив целой череде пожилых благочестивых аббатов возможность реформировать и совершенствовать монашескую духовную жизнь. Клюнийская реформа быстро распространилась при посредстве дочерних клюнийских монастырей и других обителей, реформированных монахами из Клюни. По мере того, как реформа шла вширь, монахи Клюни становились епископами важнейших епархий, а со временем - и папами.

Поначалу реформаторское движение не было связано с политикой. Его основной целью было нравственное возрождение духовенства. Однако в 11 в. реформаторы убедились, что довести реформу до конца возможно лишь в том случае, если будет упразднена практика назначения священнослужителей светской властью и на церковные должности будут назначаться люди, пригодные для этого в духовном отношении.

Реформа папства. Начавшись в среде монашества, реформистское движение достигло папского престола с водворением на нем Льва IX, прежде епископа Туля. Новый папа объединил вокруг себя наиболее деятельных реформаторов того времени (в их числе был и монах Гильдебранд), которым предстояло начать борьбу за освобождение папства от контроля светской власти и сделать его очагом долговечных и эффективных реформ. Лев IX трижды пересекал Альпы, чтобы посетить Францию и Германию. Повсюду созывались совещания с целью пресечь злоупотребления, отменить симонию, укрепить целибат духовенства и сместить недостойных клириков.

Значительный шаг вперед был сделан на Латеранском соборе, созванном папой Николаем II (1059). Графы Тускуланские были против избрания Николая и пытались навязать своего кандидата. Чтобы пресечь такого рода влияние на папский престол со стороны местной аристократии, папа Николай выступил инициатором провозглашения Латеранским собором нового порядка избрания пап - прямым голосованием одних только кардиналов. Римскому духовенству и народу было позволено высказывать свое согласие, но не более того, а за императором Священной Римской империи было оставлено право подтверждать избрание. Хотя этот новый порядок выборов был направлен главным образом против римской аристократии, он способствовал также и выведению выборов папы из сферы компетенции имперских властей, свидетельством чему стали выборы папы Александра II в 1061 в обход кандидата, указанного императором.

Григорий VII. Реформа папства и Католической Церковь? Узнать в Философском словаре. Церковь - это...'>церкви в целом достигла своей кульминации в понтификат Григория VII (1073-1085), который, будучи монахом под именем Гильдебранда, являлся фактическим лидером реформистски настроенной части Курии на протяжении 15 лет. Целью папы Григория было окончательно вывести церковь из-под контроля светских властей, чтобы она могла беспрепятственно осуществлять свои подлинные задачи. Таким образом, он попытался ликвидировать утвердившийся в веках порядок и установить такие отношения между церковью и государством, которые предполагали бы превосходство церкви, основанной Богом, над всеми человеческими институтами.

Для достижения этих целей Григорий использовал все средства, способствовавшие централизации церковной власти в процессе осуществления реформ. Он возродил практику назначения постоянных и временных легатов, используя их гораздо более широко, чем это бывало прежде. Кроме того, он часто созывал в Риме соборы, на которые приглашались епископы не только из Италии, но и из других стран. То и другое должно было ограничить власть митрополитов, для чего использовались также иные средства. Рассмотрение дел, до недавнего времени находившихся в ведении митрополитов, теперь было поручено легатам, а в отдельных случаях легатами осуществлялся даже надзор над выборами епископов. Помимо этого, папа Григорий распорядился, чтобы специалисты в области канонического права свели воедино канонические постановления и сборники канонов с целью уяснить и расширить границы юрисдикции папы во внутрицерковных делах. Средством примирения множества противоречивших друг другу канонов стал принцип, предложенный Ивом Шартрским и Бернольдом Констанцским: если два закона противоречат друг другу, то закону, исходящему от высшей инстанции, должно отдаваться предпочтение перед законом, установленным местной властью. К середине 12 в. этим и аналогичными принципами руководствовались уже повсеместно, и Франциск Грациан использовал их в своем знаменитом Согласовании расхождений в канонах (Concordia discordantium canonum). Все эти меры способствовали централизации власти в руках папы.

Борьба с Генрихом IV. Вместе с тем проблема церковной реформы, перенесенная в плоскость обыденной жизни, выдвигала на первый план вопрос о юрисдикции над церковной иерархией: кто должен назначать епископов и определять круг их обязанностей и требования, которым они должны соответствовать, - папа или король?

В этом споре можно было привести определенные доводы в пользу той и другой стороны. Короли и император Священной Римской империи полагали, что именно они должны осуществлять контроль над епископами, поскольку последние подотчетны своим мирским владыкам. Папский престол настаивал на том, что епископское служение носит прежде всего духовный характер, и потому епископы должны нести ответственность главным образом перед своими митрополитами и папой. Этот вопрос положил начало конфликту между папой Григорием VII и императором Священной Римской империи Генрихом IV, когда последний низложил Аттона, архиепископа Миланского, рукоположенного предшественником папы Григория, поставив вместо него антиреформистски настроенного Тедальда.

На Лентенском соборе (1075) папа Григорий провел постановление о запрете светских инвеститур, отстранил ряд германских епископов и запретил мирянам присутствовать на мессе, которую служат женатые священники. Генрих IV в ответ на это созвал в Вормсе синод германских епископов, и те, встревоженные реформаторским рвением нового папы, объявили его узурпатором и потребовали, чтобы он отрекся от папского престола. В свою очередь Григорий ответил на это беспрецедентным шагом, объявив Генриха низложенным и освободив его подданных от каких-либо обязательств по отношению к императору. Германские епископы воспользовались этим в качестве оправдания, чтобы свергнуть императора с престола. Генрих поспешил заключить с папой Григорием мир, что и было сделано в Каноссе.

Вормсский конкордат. При преемниках Григория и Генриха - папе Каликсте II (1119-1124) и императоре Генрихе V (1106-1125) - вопрос о светских инвеститурах был, наконец, урегулирован Вормсским конкордатом 1122. Это компромиссное соглашение признавало двойственность положения епископов и оставляло за светским государем право облекать кандидата на епископскую кафедру знаками мирской власти, а за церковным владыкой - наделять его знаками власти духовной. Это символическое разграничение в действительности означало, что кандидаты на епископство должны быть приемлемы и для церковных, и для светских властей. Император гарантировал свободные выборы епископов. В свою очередь, папа Каликст разрешил Генриху V участвовать в выборах (разумеется, при условии, что симония и принуждение будут исключены) и иметь право голоса при урегулировании возможных споров. В знак признания мирских вассальных обязательств епископам было позволено приносить присягу императору, который, в свою очередь, вводил их во владение церковными землями посредством скипетра. Однако перстень и посох, а с ними и признание церковной власти епископы получали от митрополита.

За пределами Священной Римской империи получило самое широкое признание Вормсское соглашение. В Англии уже был заключен Лондонский конкордат (1107; он послужил прообразом последующего Вормсского конкордата), за которым последовала длительная борьба между св. Ансельмом Кентерберийским и английскими королями Вильгельмом II и Генрихом I. Во Франции проблема инвеститур никогда не выступала на первый план вследствие имевших здесь место сильных реформаторских тенденций и слабости светских правителей, что приводило к снижению роли епископов как мирских вассалов.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):