Skip navigation

Что такое Папство: расцвет папской власти в 12 и 13 веках? Значение papstvo rascvet papskoi vlasti v 12 i 13 vekah, энциклопедия кольера

Значение термина «Папство: расцвет папской власти в 12 и 13 веках» в Энциклопедии Кольера. Что такое папство: расцвет папской власти в 12 и 13 веках? Узнайте, что означает слово papstvo-rascvet-papskoi-vlasti-v-12-i-13-vekah - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Папство: расцвет папской власти в 12 и 13 веках

Папство: расцвет папской власти в 12 и 13 веках – К статье ПАПСТВО

При великих папах 12 в. и начала 13 в. папство достигло такого могущества, какого оно не имело ни в какой иной период истории Католической церкви. Следующим шагом к дальнейшей централизации стало ограничение власти епископов. Что касается права диспенсации, то в 12 в. папы распространили это право на все законы, настаивая при этом, что постановления пап или соборов могут быть пересмотрены только папой. В 12 в. право отлучения от церкви было впервые закреплено за Святым Престолом - равно как и право канонизировать святых, которым до тех пор обладали и другие епископы. Учреждение папской инквизиции в конце 12 в. и начале 13 в. означало также дальнейшее оттеснение епископов папством на этом важном поприще. Папы Александр III (1159-1181) и Иннокентий III (1198-1216) созвали два собора в Латеранском папском дворце (III и IV Латеранские соборы); на них были приняты постановления, регулирующие порядок выборов пап (чтобы положить конец спорам, выборы отныне осуществлялись большинством в две трети голосов), а также многочисленные постановления дисциплинарного характера, осуждены различные ереси и введен запрет на создание новых монашеских орденов без санкции папы. Основание францисканского и доминиканского орденов в понтификат Иннокентия III явилось следующим шагом, направленным на сосредоточение церковной власти в Риме в обход местных епископов, поскольку братья этих орденов были освобождены от контроля епископов и подчинялись непосредственно папе.

Последующие споры со Священной Римской империей. При преемниках папы Григория VII, особенно при Александре III, борьба с императорами Священной Римской империи за независимость и превосходство духовной власти над светской продолжалась. Александр III встал во главе лиги вольных ломбардских городов, которая нанесла поражение императору Фридриху Барбароссе из династии Гогенштауфенов в решающей битве при Леньяно (1176), и вынудил императора отказаться от поддержки антипап, которых тот пытался противопоставить законному папе. При Иннокентии III папство достигло вершины своего могущества: Сицилия, Арагон, Португалия и Англия признали его в качестве своего феодального сюзерена. Папа Иннокентий был приглашен решить вопрос о законности выборов императора в Германии, подверг Францию шестимесячному интердикту, когда Филипп II отказался подчиниться католическому брачному праву, и провозгласил низложение английского короля Иоанна в ходе спора о назначениях на Кентерберийскую кафедру.

Теоретические основания споров. В ходе всех этих разногласий между папами и светскими государями по поводу границ юрисдикции и степени их независимости друг от друга те и другие выдвинули солидные теоретические обоснования собственных притязаний. "Легисты", с позиций гражданского права поддерживавшие превосходство королевской власти, и "канонисты", с позиций канонического права отстаивавшие преимущество папской власти, преувеличивали права защищаемой ими стороны.

Императорские притязания. Сторонники императора и королей ссылались на то, что всякая власть от Бога - и императорская, и папская. Оба получают свою власть непосредственно от Бога, и потому оба подчиняются только Богу.

Папские притязания были сформулированы папой Григорием VII в ходе спора об инвеститурах и приобрели более радикальный характер при его преемниках (вплоть до Бонифация VIII в начале 14 в.). Папа Григорий, продолжая традицию Амвросия Медиоланского и папы Геласия, утверждал, что духовная власть выше светской и что светский государь, будучи христианином, подчиняется церкви во всем, что касается вопросов морали и духовной жизни. Григорий считал, что папа является суверенным главою церкви, и при том - не в феодальном смысле ограниченной суверенности, а в римском имперском смысле абсолютного суверенитета, ограниченного только Богом и божественным законом. По мнению Григория, только папа, как единовластный глава церкви, обладает правом поставлять и низлагать епископов, только он может созывать общецерковные соборы и выполнять их постановления. Папские декреты не могут отменяться никакими земными властями, и любое дело, представленное на рассмотрение папского суда, с этого момента уже не может рассматриваться или пересматриваться в какой-либо иной инстанции.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):