Skip navigation

Что такое Люлли, жан батист? Значение lyulli jan batist, энциклопедия кольера

Значение термина «Люлли, жан батист» в Энциклопедии Кольера. Что такое люлли, жан батист? Узнайте, что означает слово lyulli-jan-batist - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Люлли, жан батист

Люлли, жан батист

(Lully, Jean Baptiste) (1632-1687), основоположник французской оперы. Родился 28 ноября 1632 во Флоренции (Италия). В возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к двоюродному брату французского короля герцогу Гизу. Люлли с детства владел игрой на гитаре и скрипке и начал играть в герцогском оркестре, а в 1652 вошел в знаменитый придворный оркестр "Двадцать четыре скрипки короля". Вскоре он приобрел известность как солист-скрипач, танцовщик и автор музыки к балетам для придворных празднеств. Быстро завоевав расположение короля, Люлли получил должность "придворного композитора танцевальной музыки" и возглавил оркестр "Шестнадцать скрипок короля" (Petits Violons); в 1662 получил титул королевского капельмейстера (matre de la musique). В 1661 он стал французским подданным, и через 11 лет ему была отдана монополия на постановку опер в парижской Королевской академии музыки (основана в 1668, позднее - парижская "Опера"). К тому времени Люлли был автором примерно двух десятков балетов и музыки к десятку комедий с танцами (comdie-ballets), созданных в содружестве с Мольером.

Для творчества Люлли характерны доступность и ясность в сочетании с мастерским использованием законов сцены. Его оркестр славился изяществом игры: Люлли избегал модной в то время преувеличенной орнаментики и предпочитал простоту выражения и техническое совершенство. По королевской привилегии он получил исключительные художественные и материальные права в оперном жанре и создал 14 больших трагических опер, все - на либретто неизменного сотрудника Люлли, поэта Ф.Кино. Начиная с первой своей лирической трагедии, Кадм и Гермиона (Cadmus et Hermione, 1673), и вплоть до последнего сочинения этого жанра, Армиды и Рено (Armide et Renaud, 1686), Люлли демонстрировал умение ярко выражать чувства своих героев, выявлять в музыке сюжетный смысл их слов и действий и добиваться художественной целостности произведений. Композитор создал жанр т.н. французской увертюры (возможно, ведущей происхождение от венецианской оперы): медленное вступление, имитационно-полифоническая быстрая часть и медленное заключение. Кроме сценических произведений, Люлли сочинял церковную и инструментальную музыку. Умер Люлли в Париже 22 марта 1687.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):