Skip navigation

Что такое Индонезия: общество? Значение indoneziya obschestvo, энциклопедия кольера

Значение термина «Индонезия: общество» в Энциклопедии Кольера. Что такое индонезия: общество? Узнайте, что означает слово indoneziya-obschestvo - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Индонезия: общество

Индонезия: общество – К статье ИНДОНЕЗИЯ

Социальная структура. Индонезия - страна с чрезвычайно сложной социальной структурой, еще более осложненной наличием боле 300 этнических групп. Так, например, на Яве типичная семья состоит из супружеской четы и детей, самостоятельна в быту и не поддерживает тесных связей с остальными родственниками. Между тем на Бали распространены сложные семьи, где несколько братьев с женами и детьми проживают совместно с родителями.

Сельское общество. Хотя численность населения городов продолжает расти, Индонезия остается преимущественно страной деревень. Большая часть населения Явы и Бали включена в рисоводческие общины. Некогда, в период индо-яванских княжеств 8-13 вв., эти территории находились под сильным влиянием индуизма. Многие яванцы считаются мусульманами, однако и сегодня в прибрежных районах Явы, откуда в 15 и 16 вв. начал распространяться ислам, по-прежнему ощущаются некоторые индуистские и буддийские традиции. Не исчезли и заимствованные представления о кастах и складывающейся на их основе особой иерархической системе, пустившей корни прежде всего на Яве в период голландского господства. На самом верху этой социальной пирамиды находятся потомки бывшей королевской семьи, следующий слой формируют государственные служащие - прийяи, занимающие административные должности в деревнях. Впрочем, большинство населения Явы и Бали составляют крестьяне, которые добывают средства к существованию трудом на заливных полях.

Другую социальную группу в Индонезии образуют мусульманские морские сообщества, культура которых восходит к 14 в., когда через говорящих на малайском языке жителей южной Суматры и полуострова Малакка ислам начал распространяться на север Суматры, запад и восток Явы, на Мадуру, Ломбок, Сумбаву и другие Малые Зондские острова, охватывая юг Сулавеси и некоторые из Молуккских островов. Исламизированное население предпочитает малайскую, арабскую и другие варианты мусульманской литературы и музыки; конфессия старается регулярно посылать паломников в Мекку и выполнять все прочие предписания ислама.

Более склонные к торговле, чем индуистские граждане, местные мусульмане занимаются также рыболовством, выращиванием товарных культур, например каучуконосов, и, как и встарь, ремеслом на дому. К тому же они легко перемещаются по торговым трассам, соединяющим воедино портовые города страны. К этническим группам, в полной мере отвечающим этой характеристике, относятся бугиисы и макасары на юге Сулавеси, яванцы северного и восточного побережья Явы, малайцы прибрежных районов Суматры и Калимантана и частично живущие на Суматре минангкабау, ачех и бима.

Огромное число небольших племенных групп - многие из них сохраняют анимистические верования - можно встретить в глубине Калимантана и Сулавеси, в ряде районов Малых Зондских и Молуккских островов. Некоторые из этих племен вплоть до самого последнего времени находились в изоляции от внешнего мира, в то время как другие, контактирующие с жителями побережья через разветвленную систему торговых связей, успели в свое время испытать на себе все плюсы и минусы голландского правления. Отдельные племена ведут полукочевой образ жизни: после расчистки и обработки участков они выращивают кукурузу, рис, различные корнеплоды, а затем оставляют их на несколько лет. Другими источниками пропитания служат охота, рыболовство, культивирование кокосовых и саговых пальм. Сообщества строятся обычно на основе родства, и в них в разной степени отдается предпочтение уравнительным или иерархическим принципам. После разгрома коммунистов в 1965 многие племенные группы стали переходить в христианство, при этом значительная часть новообращенных продолжала исповедовать анимизм.

Городское общество. В отличие от деревенского населения, городское сообщество в любой части Индонезии имеет более или менее сходную социальную структуру. Поэтому все различия между крупными городами страны объясняются скорее историческими обстоятельствами, как-то отчетливым влиянием голландского колониального периода (что еще ощутимо в архитектуре Амбона и Манадо) или присутствием там национальных меньшинств (так, самая большая на архипелаге община этнических китайцев находится в городе Медане). И в крупных, и в малых городах страны некитайская верхушка общества состоит из государственных чиновников, старших армейских офицеров и ведущих политиков. В этом слое элиты появляются и отдельные предприниматели, врачи, университетские преподаватели, художники, профессиональный авторитет которых увеличивает их шансы занять административную или политическую должность. Социальный статус таких людей определяется не только их финансовой самостоятельностью, но и определенной степенью космополитизма. Те, кто принадлежит к элите, обычно знают один из европейских языковпрежние времена голландский, ныне английский), знакомы с проблемами стран Европы и Америки и имеют университетское образование. Хотя подобные качества существенно отделяют их от простых соотечественников, в частной жизни многие из входящих в элиту придерживаются национальных традиций - например, носят дома саронг, предпочитают другим продуктам питания рис и т.п.

Городской средний класс включает канцелярских и конторских служащих, учителей, средний офицерский состав армии и полиции, торговцев, часть ремесленников. Уступая государственным чиновникам по своему социальному статусу и уровню образования, торговцы и ремесленники нередко превосходят их по величине доходов.

К низам городского общества относятся индонезийцы. выполняющие малопрестижную и низкооплачиваемую работу фабричных мастеровых, прислуги или велорикши. К этому же слою принадлежат те, кто зарабатывает скудные средства в так называемом "неформальном" секторе экономики - продавцы газет, уличные торговцы съестным, неофициальные охранники автомобилей на стоянках, проститутки, народные целители и т.п. И в больших, и в малых крупных городах беднота селится в кампунгах, как именуются напоминающие деревню скопления лачуг где-нибудь в деловом центре или на городской окраине. В столице часть малоимущих жителей ночует в своих тележках-велорикшах, под мостами, а иногда располагается на ночлег на тротуарах.

Индонезийское городское общество отличается плюрализмом - в том смысле, что каждая из социальных групп живет в отдельном районе или квартале. Так, элита сосредоточена в городах, низы - в кампунгах, а торговцы и ремесленники зачастую предпочитают особые коммерсализированные исламские кварталы, т.н. кауманы.

Китайцы. Хотя китайцы уже не одно столетие живут на островах архипелага, коренные индонезийцы (прибуми) продолжают относиться к ним как к отдельной группе населения, причем большинство самих китайцев также считает себя в каком-то смысле особой частью населения. В Индонезии принято отличать китайцев перанакан, или баба, ведущих свое происхождение от браков местных женщин и китайских мужчин, прибывших в страну в конце 19 в., от китайцев тоток, переселившихся на архипелаг уже в нынешнем столетии. В период независимости индонезийское правительство стремилось предотвратить иммиграцию из Китая, а при Новом порядке были введены серьезные ограничения на поездки в Китай, употребление в обществе китайского языка и использование китайских имен.

В колониальный период китайские переселенцы были особенно важны как кули и разного рода чернорабочие, которые были заняты по контракту на оловянных рудниках и каучуковых плантациях Суматры. Уже в наши дни самые многочисленные китайские общины можно встретить в районах и городах, связанных в прошлом с колониальной торговлей, таких, как северное побережье Явы или г.Медан на севере Суматры, в окрестностях которого располагались плантации. При Новом порядке китайцы были, как правило, вытеснены из активной политической жизни, из государственной и военной службы. Большинство их вовлечено в коммерческую деятельность в качестве лавочников, мелких торговцев и ростовщиков. Вопреки бытующему у коренного населения представлению о китайцах как об удачливых и богатых деловых людях, основная часть китайской общины живет скромно.

Положение женщин. Для страны характерен высокий общественный статус женщины. Общественный антагонизм полов, женоненавистничество и другие подобные явления, ставшие привычными для большинства регионов, наблюдаются относительно редко. В определенных слоях населения женщины пользуются немалым авторитетом из-за их ключевой роли в сближении семей, роднящихся через заключение брака, что искони сопровождается сложными свадебными церемониями. Пользуясь юридическим равноправием, женщины могут наследовать имущество, за исключением тех случаев, когда в действие вступают законы шариата, соблюдаемые в полной мере лишь набожным меньшинством. Индонезийские женщины добились немалых успехов в мелком бизнесе, но редко занимают высокие посты в сфере предпринимательства и аппарате государственного управления. Даже в среде ревностных мусульман женщины в Индонезии, не придерживаются затворнического образа жизни, не ограничены в передвижениях и не закрывают лица, а лишь прикрывают платком голову. Значение женщины в национальной культуре Индонезии и большинства ее региональных и этнических групп символизирует широко отмечаемый праздник в честь ПРИНЦЕССА? Узнать в Словаре иностранных слов. ПРИНЦЕССА - это...'>принцессы Картини. В начале 20 в. эта яванская принцесса выступила инициатором движения за изменение статуса индонезийской женщины в соответствии с требованиями времени.

Молодежь активно участвовала в партизанской войне в джунглях и в различных сражениях, в частности, в обороне Сурабаи. Не случайно многие главные проспекты и известные архитектурные сооружения в городах носят такие названия, как Ют-Стрит (улица Молодежи) или Ют-Холл (Зал молодежи). Все основные политические партии имеют свои молодежные организации. Поддержка студентами армии способствовала подавлению коммунистического путча в середине 1960-х годов и облегчила Сухарто приход к власти, они же в 1970-х годах широко выступили против Сухарто. В 1980-х годах делались попытки ослабить политическую активность студентов, но в следующем десятилетии она вновь вспыхнула, став главным фактором, вызвавшим отставку Сухарто.

Профсоюзное движение. В начале 1990-х годов единственным законно признанным профсоюзным объединением была контролируемая правительством Всеиндонезийская федерация рабочих (ФБСИ), созданная отставными армейскими офицерами в 1967, после разгрома профсоюзного движения. Вновь образованный в 1990 независимый профсоюз Сетиа Каван ("Солидарность") спустя три года все еще был признан правительством. Число забастовок в Индонезии заметно увеличилось, начиная примерно с 1990, достигнув пика в выступлении трудящихся Медана (северная Суматра) в 1994. До сих пор неясными остаются причины гибели молодых женщин-активисток в восточной Яве в 1993; защитники прав человека обвиняют в этом преступлении службы безопасности.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):