Афганистан: общество и образ жизни населения – К статье АФГАНИСТАН
Социальная структура. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали прежде всего потомки Дуста Мухаммада и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммада, господствовавшие на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, близкие режиму, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, высшие офицеры, богатые купцы. Эту аморфную группу подпирала социальная среда с растущим весом в обществе: молодые администраторы, получившие образование за границей и сумевшие благодаря знаниям и личным заслугам претендовать на места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. У подножия пирамиды находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы.
В 1980-1990-х годах, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы - все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против революционного переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 борьба между этими группировками не прекратилась, и они продолжают получать помощь из-за границы.
Влияние религии. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей - сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов, - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.
Положение женщин. В прошлом женщины в Афганистане не участвовали в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию "сверху", предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встречали сильное сопротивление. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать далее путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений в консервативных кругах населения.
В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, а женщин заставляют отказываться от работы вне дома и обязывают выходить на улицу в чадре. "Женский вопрос" создает серьезное препятствие при попытках талибов добиться официального признания со стороны государств Запада.
Социальное обеспечение. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, и упор был перенесен с превентивной медицины - кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом - на лечебную. Однако система здравоохранения рухнула из-за боевых действий, и современный Афганистан имеет один из самых высоких в мире показателей детской смертности (15,6 на 1000 жителей), крайне низкой остается средняя продолжительность жизни (45 лет).
Жилища. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими крышами, построенные из сырцового кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной. В высоких горах возводят также строения из камня, а в главных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой палатки и юрты.
Питание населения. К общеупотребительным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. В значительных количествах в рационе присутствуют овощи - помидоры, картофель, горох, морковь и огурцы, тем более что основная масса жителей не может позволить себе регулярно потреблять мясо. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи дополняют повседневную диету.
Одежда. Главные элементы костюма почти у всех этнических общин Афганистана - длинная, до колен рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие шаровары (камис). Поверх мужчины надевают куртку или прикрывающий шаровары халат. Характер головного убора, например чалмы, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.
Семейные обычаи. Большая семья является основой жизни, и родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, обычно организуют старшие в своих семьях женщины. Комплекс процедур при сватовстве и помолвке предусматривает договоренность о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.