Skip navigation

Что такое Ум? Значение слова um, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Ум» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое ум? Узнайте, что означает слово um - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ум

Ум

Ум. - В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает триосновных группы явлений: 1) восприятия и их интеллектуальнуюпереработку, 2) изменения эмоционального равновесия; 3) волевыеимпульсы. Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что мыне знаем состояния сознания, в котором какойлибо из этих элементовотсутствовал бы совершенно; но возможность различной количественной икачественной их комбинировки и невозможность сведения одного из них надругие заставляет нас различать их так же, как различаем мы вобъективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистомвиде. Первая из основных групп психических процессов носит название У.,умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этойгруппы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальныхпроцессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сихпор к чрезмерному расширению объема понятия "ум" и отожествлению с нимвсей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую винтеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложныепроцессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивостьсужению объема понятия и отожествлению "У." с этими процессами,совокупность которых мы обнимаем именем рассудка, разума и т. д.Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространениесравнительно недавно, благодаря главным образом Канту. Изучатьумственную деятельность можно или в ее элементах, или поскольку ониобъединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальнуюиндивидуальность. Характерная особенность нашего сознания состоит в том,что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал дляумственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущиебыть воспринятыми при посредстве наших органов чувств. Можно представитьсебе душевный мир, область восприятия которого ограничена почтиисключительно осязательными Впечатление? Узнать в Социологическом словаре. Впечатление - это...'>впечатлениями (слепая и глухонемая ЛаураБриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложныхпредставлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительнойодносторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значениедля умственного развития имеют, по-видимому, последняя, вследствиетесной связи их со звуковой речью, которой главным образом мы обязанывозможностью пользоваться умственным опытом, накопленнымпредшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования,остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухотане зависать от более общего поражения мозга. Но и при полнойневредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие,входят в наше сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственнойпереработки. Большая часть получаемых нами ежедневно впечатлений дляэтого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они сталивосприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условияинтеллектуального свойства, определяющие интеллектуальнуюиндивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только втом случае, если они встречают в нашем сознании своего рода резонаторы,в виде содержащихся в нем образов воспоминания, совместное возбуждениекоторых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек,незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветкаизумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником. Тоже наблюдают на себе неспециалисты при посещении, напр., выставки машин.Единичные сильные впечатления могут при этом еще проникать в сознание,но они в нем не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают всвязь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий всмысле дальнейшей умственной переработки. В таком положении, поотношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознаниеребенка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатлениявнешнего мира не образовали еще никаких прочных следов для воспоминаний,до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которойвсе последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственнымиприобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда частоповторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребенка прочные следы,число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, всоответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так жескудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышаютнашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознаниисозвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важнымследствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятияявляется возможность Выбор? Узнать в Бизнес словаре. Выбор - это...'>выбора между действующими на нас впечатлениями.Содержание сознания ребенка находится в полной зависимости отслучайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждыйданный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо отвнутренней связи явлений. У взрослых, напротив того, процесс восприятиявсе более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся изличного душевного опыта. Нами воспринимаются предпочтительно тевпечатления, которые находят отзвук в накопленных нами представлениях иассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливаетотзывчивость, так что, наконец, самый легкий намек на близкое нашемуинтеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливоевосприятие. Этим путем поддерживается единство нашей личности, создаетсяинтеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, какое выдающеесявлияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память. Ходячеепредставление, противополагающее развитие памяти умственному развитию,основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть,в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор техвосприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющегоматериала, и то место, которое они займут в общей сети психологическихотношений. Они влияют не только на количество, но и на качествополучаемых восприятий. Мы видим в фетише не то, что видит в немафриканский дикарь; апперципируемый объект изменяется под влиянием"апперципирующей массы", как и сам он ее видоизменяет, входя с ней всочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивногопаралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальнойиндивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайныхсильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом иостающихся без дальнейшей переработки. То противопоставление памятиумственному развитию, о котором мы упомянули, основано на отожествлениипамяти вообще с некоторыми специальными ее видами. При привычке котвлеченному мышлению могут, напр., ослабевать конкретные воспоминания,потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной иразнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; накрайних степенях этого процесса конкретные черты могут дажеотсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этихступенях возможно то явление, которое Гете охарактеризовал в словах: "wodie Вegriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein", т.е. возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в формеконкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который такчасто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако. выводить отсюдазаключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченноемышление предполагает наличность сложного и разнородного комплексавоспоминаний. Другим важным фактором, влияющим на течение умственнойдеятельности, является внимание. Оно оказывает влияние уже на процессывосприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которыеоно направлено. Еще более значительной является его роль в процессахпереработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления,находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связьэта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознаниитолько созвучащие следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучащихследов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, чтоисходящее из него непроизвольное течение представлений может приниматькрайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы"даем полную волю" нашим ассоциациям представлений; в сознаниипроносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные междусобой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далекоот исходного пункта ваших размышлений, что, сделав усилие над собой дляобозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагаминаших представлений. В еще более резкой форме это наблюдается при "вихреидей" у душевнобольных. внимание вносить в течение наших представленийпланомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредствесозвучащих с данным восприятием "резонаторов", усиливает всесоответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образомсоздает для течения представлений определенные рамки. Устойчивостьвнимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому,ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины иустойчивости ее эмоций, - а последнее определяется существованием всознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим,вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточениювнимания часто наблюдается у "узких" и "односторонних" людей. Сочетаниеспособности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностьюидейного содержания сознания дает гениев. Ошибка, часто совершаемаялюдьми, говорящими о "рассеянности" ученого и о "рассеянности" ребенка,отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешениядвух прямо противоположных явлений: в последнем случае мы имеем передсобой полную неспособность сосредоточить на чем либо внимание (явление,часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), во втором -такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, чтопосторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высшихстепенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственнойработой может отступить на задний план даже смертельная опасность(предсмертные минуты Архимеда). Третьим моментом, определяющим течениеумственной деятельности, является "утомляемость" личности. Она оченьвелика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственнойжизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно призанятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показалиновейшие исследования, - имеет, Подобно памяти и вниманию, резкоиндивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальнойиндивидуальности в качестве одного из существенных ее признаков. Особыйвид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связис повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновениютеории, отожествляющей гений с психозом, так как гениальность частосопровождается резко выраженной невр- и психастенией. Завися отусиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, этаутомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможностикрупной по своему объему работы. - На эмоции интеллектуальнаядеятельность оказывает умеряющее влияние; представление, соединенное сяркой эмоцией, вступая в ассоциацию с другими рядами представлений,находит среди них представления, связанные с иными чувствованиями,нейтрализующими до известной степени первоначальную эмоцию. Но в то жевремя она углубляет их: если с одним из членов сложной ассоциациисвязана пережитая нами когда-то эмоция, то чем разнороднее и сложнееассоциация, тем чаще по самым разнообразны м поводам будет возникать унас в памяти воспоминание об этой эмоции. Распространенное представлениео том, что "образование не делает людей более счастливыми" имеет,поэтому, основание, если критерием счастья считать непосредственнуюжизнерадостность, а не интенсивность и полноту душевной жизни: дикари идети с их неразвитой памятью, непосредственнее и жизнерадостнее, чемобразованный человек, сохраняющий воспоминания о прошлых страданиях,окрашивающие оттенком грусти и заботы думы о будущем. Эмоции первыхярче, но поверхностнее. В качественном отношении интеллектуальнаядеятельность влияет особенно на расширение симпатических чувствований;влияние ее в этом отношении так резко, что известную формулу: "всепонять, значить все простить", можно было бы с полным правомперефразировать так: "все познать, значит все полюбить".Интеллектуальная деятельность сопровождается особыми "интеллектуальнымиэмоциями". Подобно другим высшим эмоциям, интеллектуальные эмоцииуступают по своей интенсивности низшим в момент их появления, нохарактеризуются несравненно большей способностью к возобновлению.Сопровождая почти беспрерывно наше мышление в течение всей жизни, он уличности с широко развитой умственной деятельностью придают основномуфону душевного настроения устойчивость и ровность, и могут исчезнутьтолько под влиянием исключительно тяжелых потрясений, надламывающихпсихическую индивидуальность. Относительно наших реакций на внешниевпечатления умственная деятельность оказывает резко задерживающеевлияние. В этой задержке и смысл ее возникновения в филогенезисеорганического мира, в качестве одного из механизмов приспособленияорганизмов к более сложной среде. Кроме простых впечатлений, вызывающихдаже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный кашель припопадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторная рвота и т.д.), на организм действуют явления, слагающиеся из ряда последовательныхвпечатлений. Функция умственной деятельности и состоит в том, чтобызадержать реакцию при воздействии первого из этих впечатлений, датьвозможность подействовать следующим впечатлениям, дать возможностьсочетаться новым восприятиям с воспоминаниями о прежнем опыте ивыработать целесообразную и планомерную реакцию. Выработанные припосредстве сознания сложные ряды реакций на сложные ряды впечатленийпревращаются, благодаря навыку, в инстинктивные, т. е. протекающиенастолько быстро, что обычно они не проникают в сознание и подходят ктипу рефлекса. Умственной деятельности настолько присуща склонность кзадержке реакций, что при одностороннем направлении душевного развитиятолько в сторону воспитания У. легко возникают явления "паралича" или,вернее, "недоразвития воли". Нормальный ряд психических процессов(восприятие, интеллектуальная переработка, волевая реакция) часто несовершается в полном виде или под влиянием пассивной мечтательности, иливследствие того, что воспитание заменяет самодеятельность дисциплиной иставит рефлекторное исполнение приказания на место волевого акта,вытекающего из интеллектуальной работы личности. Отсюда может произойтито странное разъединение интеллектуальной и волевой сфер, которое такчасто поражало моралистов и нашло себе выражение в известном стихе:video meliora proboque, deteriora sequor. Действия личности определяютсяпри этом по преимуществу принявшими инстинктивный характер привычками ине имеют опоры в ее интеллектуальном мире, знаниях, убеждениях ивзглядах. Переход интеллектуального процесса в волевой импульс возможентолько при известной энергии первого, поэтому подобное явлениенаблюдается даже у людей с развитой волей в моменты усталости ипредставляет один из стойких симптомов неврастении, отражающейся нестолько на качестве, сколько на энергии умственных процессов. Оразличном значении термина ум см. Эйслер, "Worterb. d. philosoph.Begriffe", слова Vernuft, Verstand, Intellect (Б., 1898). П.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Ум» в других словарях:

Ум

- Способность мышления и понимания. В истории философии - то же, чторазум, дух; в древнегреческом языке этому понятию соответствует...
Энциклопедический словарь

Ум

- М. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая... и еще 1 определение
Словарь Даля

Ум

- Такая способность, развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Ум

- Разумрассудокинтеллект.
Словарь синонимов

Ум

- Способность понимать, умение схватывать. отношения . Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: к... и еще 2 определения
Философский словарь

ум

- Род. п. -а, укр., блр. ум, др.-русск. умъ, ст.-слав. оумъ , (Остром., Супр.), болг. ум (Младенов 651), сербохорв. ум, род. п. ума,...
Этимологический словарь Фасмера

УМ

- Психол. уровень мотивации.
Словарь русских технических сокращений

ум

- О большом, остром, здравом уме. Аналитический, беспокойный, блестящий, бодрый, боевой, бойкий, большой, быстрый, вдумчивый, вел...
Словарь эпитетов

ум

- УМ, ума, ·муж. 1. только ед. Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности. "Кто обу...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: