Майя –
Майя (Мауа, множеств, число Mayab) - наименование населенияполуострова Юкатан и отчасти других областей Мексики, Гватемалы,Гондураса и С. Сальвадора. До прихода испанцев в стране М. существовалобольшое количество мелких владений; поселение Майяпан, под управлениемдинастии Коком, имело, по преданию, как бы гегемонию в общем союзе. Пословам туземцев, оно было разрушено за 125 лет до прихода испанцев. Весьобраз жизни М. в доиспанское время был сходен с мексиканским, толькоприноровлен к гораздо более теплому климату. Дома были просторны илегки, покрыты соломою или пальмовыми листьями и с большим навесом.Одежда мужчин состояла из повязки для прикрытия символов. Нагота - это...'>наготы, у женщин - изплатка, обмотанного вокруг бедер . М. стискивали головы детей междудосками, чтобы дать им длинный, сплющенный вид. Они заостряли точениемзубы, пробуравливали носовую перегородку и татуировали верхнюю частьтела. Календарь их в существенных чертах был тождествен с мексиканским,равно как и авгурское искусство; лишь имена знаков и картин - иные, хотяотносительно большей их части можно доказать, что они вытекают из тех жепредставлений, как и соответствующие мексиканские. Картины у М. получилизначение письменных символов. М. далеко оставили за собою мексиканцев визобилии архитектурных памятников и в развитии иероглифического письма.Как и другие среднеамериканские народности, М. не умели возводитьсводов. Их крутые пирамиды, длинные, низкие фасады дворцов, с узкими,кверху трехугольником сходящимися отверстиями для дверей, непредставляют красоты линии или композиции. Зато в декорации М. достиглимногого. Она состоит из несколько раз переплетенных или как бы вдвинутыхдруг в друга орнаментов, образцами которых были узоры тканей, особенносеткоооразных. Война с испанцами заставила М. разбрестись по лесам. Ср.Stoll, "Die Sprache der Ixil Indianer. Ein Beitrag zur Ethnologie undLinguistik der Maya" (Лпц., 1887); его же, "Die Mayasprache derPokomgruppe" (Вена, 1888). Иероглифы М. сохранились в 4 рукописях (вДрездене, Париже и Мадриде); они дают или изображения фигур, илисоединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями.Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Над разъяснением ихработали прежде всего de Rosny (Essai sur le dechiffrement de l'ecriturehieratique de l'Amerique centrale", П., 1876) и Cyrus Thomas ("A studyof the Manuscript Troano", Вашингтон, 1882). Система цифр, благодаря Э.Фёрстеманну ("Erlauterungen zur Maya: Handschrift der Konigl.offenlichen Bibliothek zu Dresden", 1886), совершенно разъяснена. Дляразбора иероглифов много сделали Шелльгас (в "Zeitschrift furEthnologie", 1886) и Зелер (в "Verhandlungen der BerlinerAnthropologischen Gesellschaft", 19 марта 1887 г., и в "Zeitschrift furEthnologie", р. 231 сл.). Последний доказал, что группы иероглифовсоставляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картинепод ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующегобога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Самые иероглифы - несоединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание,но почти исключительно идеограммы. Ср. "Die Maya-Handschrift, derKonigl. offentlichen Bibliothek zu Dresden" (изд. Forsltemann, 2 изд.,Дрезден, 1892); Seler, "Der Charakter der aztekischen und derMaya-Handschriften" ("Zeitschrift fur Ethnologic", Б., 1838, 1891);Schellhas, "Die Gottergestalten der MayaHandschriften" (там же, 1892).