Литургика –
Литургика - название одной из богословских наук, имеющей своимпредметом учение о христианском церковном Богослужение? Узнать в Историческом словаре. Богослужение - это...'>богослужении, в котором первоеместо занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную.Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще,излагает теоретические его основания, рассказывает историю егопроисхождения и развития, говорит о составных частях богослужения -таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях и осимволических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений- священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местахсовершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, обогослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметомотдельные чинопоследования, повседневные - вечернее, утреннее, дневное(литургия), - присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л.вообще и в особенности Л. православная - наука всецело археологическая,почему она часто носит назв. "церковной археологии". Частная Л., всмысле археологии, менее обработана, чем общая, отчасти по недостаткудревних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едваначинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских.Первоисточники православной Л.: Кирилла Иерусалимского, "Огласительные итайноводственные поучения"; Дионисия Ареопагита, "О церковной иерархии";Софрония, пaтpиapxa иерусалимского (умер в 644), "О божественномсвященнодействии"; Германа, патриарха константинопольского (умер в 740),"Созерцание предметов церковных". Все эти сочинения имеются в русск.переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855 - 1867гг.). После них особенно важное значение для Л. имеют: Goar,"Eucologion, sive rituale Graecorum" (1647); Renaudot, "Liturgiarumorientalium collectio" (1715 г.; по этой книге главным образомсоставлено русское издание "Собрание древних литургий", СПб., 1872 -1874); Assemani, "Codex liturgicus ecclesiae universae" (1749);Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле, 1755 - 58;русск. переделка Ветринского, "Памятники древней христианской церкви",1830). Самый подробный перечень сочинений западной литературы поцерковной археологии см. в соч. аббата Martigny: "Dictionnaired'archeologie chertienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. взападной литературе - Шмидта и Люфта, в русской литературе: "НоваяСкрижаль", архиеп. Вениамина (последнее изд. 1870 г.), "изъяснениелитургии" Дмитревского, "Толкование на литургию, - на паремии" (1881 -94 гг.) Виссариона, еписк. костромского. Курсы Л. на рус. языке имеютсялишь в размерах семинарских учебников (Альхимовича, 1891 г.;Смолодовича, 1869 г.; Петра Лебедева, 1893 г.). Главные монографии: Ф.Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение современи апостолов до IV в." (1874); Н. Одинцов, "Порядок общественного ичастного Богослужения в древней России до XVI в. (СПб., 1881); А.Дмитриевский, "Богослужение русской церкви за первые пять веков"(критика предыдущего сочинения - в "Прав. Собеседнике", 1883);"Богослужение в русск, церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. указатели кдуховным журналам, в отделе Л. И. Б - в.