Skip navigation

Что такое Государственное? Значение слова gosudarstvennoe, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Государственное» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое государственное? Узнайте, что означает слово gosudarstvennoe - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Государственное

Государственное

Государственное право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и управляемыми (заисключением областей специальных - уголовного права, судебного процесса,финансового права, церковного права). Г. правом называется также наука,изучающая эту совокупность норм и отношений. Как одна из политическихнаук, Г. право разделяется на учение о Г. устройстве (droitconstitutionnel, Verfassungsrecht) и учение о Г. управлении (droitadministratif, yerwaltungsrecht). Объем последнего различен во Франции иГермании. Во Франции под droit administratif подразумевается не толькоустройство органов управления и их функционирование, но и совокупностьюридических норм, установленных законодателем для определения отношениймежду администрацией и гражданами. В Германии Verwaltungsrechtпредставляет собою учение об организации органов управления и входит всостав Г. права, но вопрос о способах управления, о способахосуществления целей государства составляет предмет особой дисциплины -полицейского права (Polizeiwissenschaft). Так излагает свое учение оспособах управления Моль. Этой терминологии (усвоенной и в России)противопоставляется теперь взгляд Лоренца Штейна, по которомуVerwaltungsrecht обнимает и устройство органов управления, и определениеих компетенции, и способы осуществления государственных задач. Выяснением общих начал, необходимых признаков и свойств государства,не приуроченных к данному, конкретному государству, занимается теория Г.права или общее Г. право (allgemeines Staatsrecht). История общего Г.права совпадает с историей взглядов на государство, на его происхождениеи цели . При всем разнообразии этих взглядов, в основании их лежитубеждение, что государство существует для человека, для его блага. УжеБодэн выставил принцип, что "Г. власть, как власть общественная, находитсебе границу в существовании частного права". По учениям естественногоправа, частное право в смысле право человека, существовало догосударства; государство призвано было к жизни (путем договора) дляхранения частных прав, не созданных им, а только признанных. Характерныйпример приложения этих принципов к изучению положительного правапредставляет Блэкстон. Свой знаменитый труд об английском праве он -согласно доктрине естественного права, как ее формулировал в Англии Локк- начинает с того, что в эпоху догосударственную люди обладалибезграничной свободой, но, вступая в гражданское общество, они дляобщего блага отказались от частицы своей свободы, при чем сохранили триосновных права: на безопасность, свободу и собственность. Из последнего,между прочим, выводится право парламента вотировать налоги. Кромеосновных прав, английское государство предоставило еще подданным"некоторые подчиненные вспомогательные права", которые служили бы им дляохранения трех главных прав; сюда Блэкстон относит все парламентскиеучреждения, ограничения королевской прерогативы, право на судебнуюзащиту и право петиции. Первые три французские конституции такженачинаются "декларацией прав человека и гражданина"; и в них государстворассматривается как аппарат, созданный для охранения этих прав. Самыеправа выводились из общих свойств человека. Теория Г. права сводилась кполитическим идеям, осуществление которых привело бы к такому Г.устройству, при котором вполне были бы обеспечены естественные правачеловека. В качестве такой основной идеи Монтескье, следуя Локку,выставил принцип разделения властей . Практическое осуществление этойидеи, обставленное конституционными гарантиями , на континенте Европыоказалось, однако, недостаточным для обеспечения правомерности вуправлении, т. е. такого порядка вещей, при котором всякий акт Г. властиимел бы основание в законе . Для того, чтобы создать такой порядоквещей, одной лишь организации властей в том или ином виде недостаточно.В последнее время как на средство к упрочению право мерности вуправлении указывают на административную юстицию, с помощью которойкаждый гражданин мог бы бороться с незаконными действиями органовуправления. Соответственно этому, со времени Гнейста, учению о Г.управления отводится в теории Г. права место столь же видное, как иучению о Г. устройстве. Стремление придать управлению характерюрисдикции выражается и в зарождающемся в Германии новом направлении визучении Г. права. Главными представителями этого направления являютсяЛабанд в Иеллинек. Новая школа выдвигает на первый план юридический илицивилистический метод, которым она восполняет прежнийисторикополитический или публицистический. Политические идеи, основанныена начале целесообразности, она стремится заменить юридическимипонятиями, применение которых в жизни должно иметь в своем основаниилогический процесс подведения частного понятия под общее начало иотличаться такою же устойчивостью и неуклонностью, как и приложениеначал гражданского права. Впервые попытку систематической обработкинового учения дал Иеллинек, в "System der subjectiven offentlichenRechte" (Фрейбург, 11893), Подобно цивилистам, Интеллинек исходит изобщих понятий о лице и праве. Лицо в юридическом смысле, т. е. лицоправоспособное, создано правом. Раб, с точки зрения биологической, естьчеловек - но для права он не лицо, а вещь. Вне права нет лица; лицо не естьнечто осязаемое, а только отношение одного субъекта к другому и кправовому порядку. В качестве лиц право признает отдельных людей, союзыи, наконец, государство. Лишь в качестве члена государства (а в широкомсмысле современное государство признает своим членом всякого человека,который находится в области его господства) человек есть носитель прав,и лишь постольку, поскольку такая квалификация придается емугосударством. Государство, которое совершенно бы не признавало за своимиподданными прав лица (т. е. правоспособности), логически мыслимо, хотя вдействительности никогда не существовало: это было бы государство рабов,с одним правоспособным во главе, по отношению к которому народ был быабсолютно бесправен, имел бы только Обязанность? Узнать в Философском словаре. Обязанность - это...'>обязанности, но не права. Ногосподство государства (особенно современного) есть господство надлюдьми свободными, т. е. над лицами. Поскольку государство признаетлицо, оно само себя ограничивает. Это самоограничение имеет двоякоезначение. Прежде всего государство проводить границу между собою и лицомподданного, признает известную сферу свободы, изъятую из его господства.Прямое признание такой сферы есть продукт новейшего культурногоразвития; в античном государстве она существовала фактически, нопризнана не была. Но государство определяет свою деятельность не однимиотрицательными чертами. Считая себя призванным к положительнойдеятельности в индивидуальных интересах, оно предоставляет лицу правотребовать содействия государственной власти и принимает на себяобязанность удовлетворять подобным требованиям. Наконец, государствопредоставляет большему или меньшему кругу лиц способность к деятельностив интересах государства; предполагается, что в воле этих лиц проявляетсяволя Г. Различным отношениям человека к государству соответствуютразличные юридические ею состояния (status), числом четыре: 1) Основоювсякой Г. деятельность является подданство, т. е. подчинение человекагосподству государства. Это есть пассивное состояние (statussubjectionis). Здесь способность человека к самоуправлению не находитьсебе места; здесь, следовательно, нет лица: человек является субъектомобязанностей (воинская повинность, напр.), но не прав. Таким образомлицо, т. е. правоспособность личности, есть величина относительная - онаимеет свои пределы в пассивном состоянии. С расширением индивидуальнойсвободы суживается пассивное состояние лица, а вместе с тем и господствогосударства; но это господство расширяется в другом направлении,вовлекая в сферу своего господства такие человеческие отношения, которыедо того ему не подлежали (напр. обязательное обучение). В конечномрезультате деятельность государства ныне несравненно шире, чем прежде.2) Господство государства есть господство во имя общего блага; поэтомуинтересы строго индивидуальные осуществляются свободною деятельностьюотдельных лиц. Отсюда сфера, в которой лицо является господином ивторжение государства исключается. Границы этой сферы определяютсязаконодательством, но не путем исчисления случаев свободной деятельностилица (это столь же немыслимо и столь же бесполезно, как перечислить всевозможные объекты купли продажи), а тем, что оно устанавливает пределыгосподства государства (требуя, чтобы всякое вмешательство органов Г.власти было основано на законе). Сфера свободной деятельности лица,изъятая из господства государства, есть состояние свободы (statuslibertatis). 3) Вся деятельность государства имеет конечной своей целюблаго управляемых. Поэтому оно предоставляет отдельным лицам правотребовать, в своих интересах, содействия Г. власти. Отсюда возникаетсостояние гражданства (status civitatis). 4) Деятельность государстваможет найти себе выражение только в деятельности отдельных лиц.Государство, предоставляя лицу способность действовать в интересахгосударства л от его имени, ставить его в состояние высшего, активногогражданства, отсюда вытекают. права политические в тесном смысле. Этимичетырьмя состояниями исчерпывается положено лица, как члена государства.Служба государству, свобода в государстве требование содействия отгосударства, служение в интересах государства - такова постепеннаяградация прав, по которой человек от состояния бесправного орудия Г.власти поднимается на степень выразителя Г. воли, государственнойвласти. В таких же отношениях, как к государству, стоит гражданин ксоюзам публичного права, в состав которых он входит: он обязан передними службою и повинностями, имеет сферу свободы от их вмешательства,имеет право требовать от них содействия в своих интересах, участвует ворганизации воли союза и его деятельности.Наиболее ярким примером союзовпубличного права являются территориальные союзы (земство, город), властькоторых распространяется не только на их членов, но и на всякого,пребывающего на их территории Облеченный правами, такой союз являетсялицом и находится по отношению к государству в тех же состояниях, какиндивидуальное лицо. Он находится в состоянии пассивном, поскольку оннесет перед государством обязанность выполнять известные государственныезадачи. По отношению к другим своим задачам он сам определяет объемсвоей деятельности, в чем выражается состояние свободы. В области задачобязательных территориальный союз может требовать невмешательства состороны органов государства (если он эти задачи выполняет); в областизадач факультативных он в праве отклонять всякое принуждение, но вместес тем может требовать содействия государства. Наконец, территориальныйсоюз, как и отдельное лицо, является активным членом государства. Емуможет быть предоставлено право посылать представителей в собрания высшихсоюзов (уездные земские собрания выбирают у нас гласных губернскогоземства) или в собрания общегосударственные (в Пруссии некоторые городавыбирают от себя членов в палату господ). Вся деятельностьтерриториального союза проникнута активным характером, насколько союз,осуществляя свои задачи, участвует в государственном управлении.Признавая правоспособность отдельных лиц и союзов, государство само себяограничивает. Вследствие этого его господство, определенное иограниченное правовым порядком, получает характер юридической власти, аего интересы - характер юридических интересов. В числе этих интересовпервое место занимает охранение и развито правового порядка. Посколькугосударство рассматривает себя как лицо, юридически ограниченное инесущее обязанности, оно является субъектом, права, ибо понятие праванеразрывно связано с понятием ограничения. В противном случае оно можетбыть субъектом силы, но не субъектом права. Все притязания государства сформальной стороны могут быть подведены под одно требование - требованиеповиновения; содержание же притязаний определяется правовым порядком.Высшим мерилом Г. жизни является общее благо; это вносит в деятельностьорганов Г. власти момент целесообразности. Г. право, выясняя отношения между государством и гражданами, естьобласть знания, одинаково близкая и органам государственной власти, ивсему населению. Во всяком культурном государстве население принимаетнепосредственное участие в течении государственных дел; только объемэтого участия может быть различен, начиная от самоуправления внеограниченной монархии и кончая всеобщей подачей голосов внепосредственное демократии. Поэтому распространение политических знанийв населении является лучшим залогом правильного хода государственных дел - а среди политических знаний Г. право занимает первое место.Недостаточность политических знаний в русском обществе сознавалась ужеПетром Великим. Отсюда его стремления организовать и гражданскую службу,как школу для приобретения политических знаний (коллегии юнкеров), ипреподавание наук, и распространение политических сочинений (переводПуффендорфа). В задуманной Петром акд. наук, которая должна была иметьзначение не только акд., но и университета, отведено было место кафедреправа натуры и публичною, купно с политикою и этикою. Иностранцы,занимавшие в акд. наук эту кафедру, существовавшую до 1770 г.(Бебенштейн, X. Фр. Гроссы Штрубе), были первыми в Россиипреподавателями Г. (естественного) права и вообще правоведения, если несчитать некоего Иоанна Рейхмута, который в школе Глюка преподавал "изфилософии делательные этику и политику". Из академического университетавышел первый европейски образованный русский публицист, АлексейЯковлевич Поленов. И в московском университете естественное правопреподавалось сначала иностранцами (Дильтей, Шаден и др.), междуучениками которых первое место принадлежит Десницкому, переводчикуБлэкстона, который в изучено Г. права внес сравнительно историческое,направление. На ряду с преподаванием в университете действовалиполитические сочинения: труды западно-европейских публицистов XVIII в.становились известны и русским читателям. В новых университетах,открытых по уставу 1835 г., учрежден был особый факультет нравственных иполитических наук. Обработка русского Г. права не могла еще, однако,идти успешно, так как необходимо было сначала выделить из беспорядочноймассы указов, уставов, распоряжений инструкций и т. п. те нормыдействующего законодательства, которые должны быть отнесены к областипубличного права. Это было достигнуто изданием Св. Зак. Поуниверситетскому уставу 1835 г. Г. право не имело, однако,самостоятельной кафедры, а было отнесено к кафедре энциклопедии права.Универс. устав 1863 г., установивший особую кафедру Г. права иразъяснений, что кафедра эта должна обнимать теорию Г. права, Г. правоважнейших иностранных держав и русское Г. право, этим самым наметилпуть, которым может быть достигнута научная разработка русского Г.права. Этот путь заключается в усвоении результатов западно-европейскойнауки и в обработки материала, представляемого русским правом, методомисторикосравнительным. Следуя этому пути, И. Е. Андреевский и вособенности А. Д. Градовский положили прочное основание изучениюрусского Г. права. Университетский устав 1884 г. сохранил кафедру Г.права, но не определил его состава; министерской же инструкциейразъяснено, что изучение теории Г. права и Г. права иностранныхгосударств для студентов не обязательно. А. Яновский.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):