Skip navigation

Что такое Гонкуры? Значение слова gonkuri, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Гонкуры» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое гонкуры? Узнайте, что означает слово gonkuri - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гонкуры

Гонкуры

Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели.Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшиево всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляютединственный в своем роде пример идеального литературногосотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого изавторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных,талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла ияркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников.Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначалаживописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще,но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства ипостоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю ихдальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделалисьстрастными собирателями художественных произведений и редкостей,превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, чтоБурже называет "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художественныхреликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умениепонять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека илицелого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этойподготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой ихудожественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. "(1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses deLouis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " идр. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, невыводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающиеих с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массынакопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусствомвоссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией итаящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г.выражается уже вся сущность литературного дарования Г. : они - художникибытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнююсторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этихвкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческойдуши. От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями инаписанных нервным языком, переход к писанию романов совершился самсобой. роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла быбыть". Произведения Г. - точное применение этого определения напрактике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующиедушевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображениеистины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь,до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant";проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают,наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играетнаименьшую роль, а все дело - в точном анализе результатов наблюдения.Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстейсовременного общества, Г. не делают героями своих романов людейисключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, анапротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженнойиндивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющиеоказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли дажеслишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли,патологические состояния человеческой души. Самым характерным дляталанта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанныйвпервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в которомавторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных,пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертвабескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает егов игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказываетсяинстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд наженитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, чтохудожник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам иартистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романаГ., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г.развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, ссвойственным им обилием характерных деталей, жизнь французскиххудожников. Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или,вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной,истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабойголовой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка,нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе стем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступкинепосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "MadameGervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов ипортретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего междусобой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующихнепосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. влитературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века,связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом,они внесли эту "modernite" в свои произведения, сделались историографамисвоего поколения и стали во главе целой школы романистовнатуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), схарактеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностейчеловеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формулеромана играет их язык, в который они внесли особую виртуозность иживописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot quipeint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там,где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создаетпоразительные эффекты. После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),.старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Lesfreres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общимтипом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся.Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая соригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов,заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формымладший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах ЭдмонаГонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы вроманах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытныелитературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьевс 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад висторию интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, скоторой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило противЭдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologiecontemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма". З. В.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):