Skip navigation

Что такое Фрёбель? Значение слова fryobel, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Фрёбель» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое фрёбель? Узнайте, что означает слово fryobel - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Фрёбель

Фрёбель

Фрёбель (Фридрих-Вильгельм-Август Frоbel) - известный немецкийпедагог. Род. 21 апреля 1782 г. в семье пастора в Обервейсбахе,небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малюткой онлишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер ибратьев, которых скоро сменила мачеха. Отец, занятый своимимногочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности занятьсямальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало вниманияи мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образованиеон получил в деревенской школе для девочек. В 1792 г. его дядя, пасторГофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую Школа? Узнать в Историческом словаре. Школа - это...'>школу, он плохозанимался и считался мало способным. Легче других предметов ему давалисьматематика и естественная история. В 1797 г. он поступил в учение клесничему в Нейгаузе. Здесь он много читал, собирал растения, определялих, занимался геометрией. С 1799 г. он слушал в Иене лекции поестественным наукам и математике, но через два года был вынужден,вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив нескольколет делопроизводителем в разных лесничествах, Ф. отправился воФранкфурт-на-Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь онпознакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, частобеседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителяв его школе, всецело посвятил себя делу воспитания. В 1805 г. онотправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкойпедагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедилаФ. в полной его неподготовке к деятельности, которую он успел полюбить.Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он вместе сосвоими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем вшколу Песталоцци (1808). Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл вИвердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 г. последяди, дало Ф. возможность поступить в гетингенский унив., для изученияфилософии, естественных наук и языков. Через год он перешел в берлинскийунив., приняв на себя обязанности преподавателя в одной из тамошнихшкол. Когда началась война 1813 г., он вступил волонтером в корпус Лютцова.Здесь он сошелся со своими будущими сотрудниками по педагогическомуделу, Миддендорфом и Лангенталем. Энтузиазм Ф., постоянно читавшегосвоим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался ипоследним. После похода, в 1814 г., Ф. стал ассистентом профессора Вейсапри минералогическом музее в Берлине, но скоро отказался от этого места,отклонил предложенную ему стокгольмским унив. кафедру и покинул Берлин.13 ноября 1816 г. Ф. открыл в Грисгейме первое учебное заведение,организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили егопять племянников, затем еще брат Лангенталя. В следующем году вдова егобрата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, кудаи была переведена школа Ф. Материальное ее положение было крайнезатруднительное. Кроме самого Ф., преподавателями были Лангенталь,Миддендорф и племянник последнего, барон. В 1818 г. Ф. женился; жена егоувлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все своесостояние. То же самое сделал и брат Ф., Христиан: продав свое торговоедело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Малопомалу школа Ф. начала процветать; в 1821 - 25 г. в ней насчитывалосьоколо 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главноголитературного труда Ф.: "О воспитании человека", напечатанного в 1826 г.Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительстванаправлении Фребелевского заведения, князь шварцбургский послал вКейльгау, по требованию Пруссии, ревизора. Хотя последний и отозвался всвоем отчете об учебном заведении Ф. с большою похвалой, но довериеобщества было подорвано и Ф. лишился большего числа своих воспитанников.Передав школу Барону, Ф. отправился в Швейцарию. Там, в кантоне Люцерн,он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее,но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу вВиллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Бернапоручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь у него впервыевозникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетнихдетей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детейдошкольного возраста и свои "дары". В 1836 г. Ф. вернулся в Кейльгау,так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 г.он прочел в Дрездене, в присутствии королевы саксонской, лекцию о школахдля малолетних детей; лекция эта не имела успеха. В 1840 г. онпереселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательноезаведение для детей дошкольного возраста, назвав его "детским садом".Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Ф.придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть изнакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежностьтакой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей срастениями, требующими умелого и тщательного ухода. Ф. всегда старалсяподогнать свои предприятия ко дням какихнибудь исторических событий.Так, его первый детский сад был открыт в день 400летнего юбилеякнигопечатания. Оба эти события он считал одинаково важными с культурнойточки зрения. В тоже время Ф. начал издавать воскресную газету, сдевизом: "Будем жить для наших детей!" В своих статьях он обращалсяглавным образом к матерям, приглашая их принять участие в деле, целькоторого - дать детям дошкольного возраста занятие, соответствующее ихразвитию, и укрепить их тело и душу. Стараясь упрочить начатое им дело,он задумал превратить его в акционерное предприятие, но неудачно: из10000 акций по 10 талеров разошлось всего 150 штук. В это же времяумерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Ф. сновапереселился в Кейльгау, где написал свои "Материнские песни"; музыку кним сочинил Роберт Кель, а рисунки - художник Унгер. Тогда же им былиподготовлены первые "детские садовницы". В 1848 г. Ф. отправился вРудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учениеподверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратносвои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Ф.отправился в Гамбург для основания там детского сада. В 1850 г. герцогМейнингенский, заинтересованный учением Ф., предоставил в егораспоряжение свой замок Мариенталь. В следующем году жестокий ударпостиг Ф.: прусский министр просвещения Раумер запретил устройстводетских садов и вообще учебных заведений с Фребелевской системойвоспитания, обвиняя Ф. в атеистическом направлении. Несмотря назаступничество разных высокопоставленных лиц и на письменное заявлениеФ., что брошюра, вследствие которой о нем составилось такое ложноемнение, написана не им, а его племянником Карлом Ф., и что он неразделяет взгляды последнего, запрещение было оставлено в силе. В 1852г., присутствуя на съезде учителей в Готе, Ф. был предметом восторженныховаций; но его жизненные силы были уже подточены и он умер 17-го июлятого же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детскихсадовниц. Главное произведение Ф.: "О воспитании человека" написано такнеумело, в таких неясных, высокопарных и неточных выражениях, чтопослужило поводом к многочисленным недоразумениям и ложным толкованиямего педагогических взглядов. Несмотря на эти недостатки, чувствуется,что автор - человек убежденный, проникнутый великой идеей, полныйэнтузиазма и желания упрочить человеческое счастие посредствомрационального воспитания с первого же периода жизни ребенка. В первомпериоде жизни младенец, по взглядам Ф., должен быть окружен самымтщательным уходом, направленным главным образом на поддержание чистоты.Воспитание должно начаться со второго периода детства, когда следуетруководить проявлениями воли в ребенке и сообщать ему понятия околичестве и разнообразии вещей. Хорошим вспомогательным средством длядостижения этой цели служат игры; задача воспитателя заключается в том,чтобы дать игре надлежащее направление и постепенно развиватьпосредством игры все, что дано ребенку природой. При этом не нужноупотреблять насилия; достаточно побудить ребенка сделать то, что он самбы сделал, если бы понимал себя. Когда наступает период отрочества, ввоспитание вводится новый элемент - обучение. Главными предметамиобучения, по мнению Ф., должны быть Закон Божий, математика,естествознание и родной язык. Особенно подробно он развивает мысль оважности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболеенаглядно и разнообразно в природе, поэтому всякий человек, даже самыйнеразвитой, легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.Математику Ф. считает наукой, дающей твердое основание для познаваниявнутренней связи разнообразий. Религия выясняет смысл бытия. Понятияжизни, ее развития и организации играют во всех сочинениях Ф.первенствующую роль; чаще всего он дает понятию "жизнь" формулу единствав разнообразии. Всякий человек, всякий народ и, наконец, всечеловечество - ничто иное, как такое внутреннее единство, сложенное измногочисленных разнообразий. Это единство, подчиняющее себе всеразнообразия, и есть божественное в человеке. Задача воспитания состоитв том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, ипревратить его в возможно совершенное разнообразие. То, что мы хотимразвить в ребенке, должно уже лежать в его натуре; для созданиясовершенного единства нужно, чтобы все свойственные человекуразнообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясьв гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта кчувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждойступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработатьи что может послужить ему подготовкой к следующей ступени. Огромноезначение в деле воспитания имеет мать. Чтобы облегчить ей эту труднуюзадачу, Ф. составил свои "дары", т. е. целый систематический ряд игр, скоторыми мать должна последовательно знакомить ребенка, переходя отпростых к более сложным. Из числа сочинений Ф. выдаются "Материнскиепесни", при оценке которых надо обращать внимание не столько налитературное достоинство материала, сколько на общую мысль, лежащую воснове этой работы. Обыкновенно деятельность Ф. отожествляют соснованными им детскими садами: но последние воплощают в себе лишьнебольшую часть его общего педагогического учения и мысль о них возниклау него сравнительно поздно. В начале его деятельности целью его былореорганизовать на совершенно новых началах все дело воспитания вГермании. Причиной тому, что он впоследствии занялся исключительновопросами о воспитании детей дошкольного возраста, послужило тообстоятельство, что он был хорошо знаком только с элементами воспитаниямалолетних. Ф. никогда не учился в гимназии и не имел понятия ни овоспитании детей старшего возраста, ни о предметах, преподаваемых вгимназиях; например, ему совершенно не были знакомы ни древние языки, ниистория. Свою мысль о детских садах Ф. обдумывал много лет, предпринимаяпри всяком удобном случае разные опыты над малолетними детьми. Онисходил из того предположения, что в первые годы жизни приобретаетсянаибольшее количество познаний, образуется основание всей духовнойжизни, и, следовательно, тщательный и разумный уход является особенноважным - а между тем именно в это время дитя часто предоставлено самомусебе. Для таких детей детские сады необходимы. Но даже в тех семьях, гдеза развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещениедетского сада не может остаться для него без пользы; общение с детьмиодного с ним возраста, игры и занятия, способствующие его развитию итребующие участия многих детей, должны оказать благотворное влияние наего душевную жизнь. По мысли Ф., детский сад должен состоять из 4-хучреждений: 1) образцового заведения для воспитания малолетних детей (внастоящее время только это заведение носит название "детский сад"), 2)заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц, 3)заведения для распространения полезных детских игр и 4) периодическогоиздания, способствующего поддержанию связи между родителями,воспитателями и детскими садовницами. Цель детских садов Ф. поясняет всвоей брошюре: "Отчет о немецком детском саде в Бланкенбурге" (1843).Назначение детского сада - не только брать под надзор детей дошкольноговозраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства ипробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми, направляя сердцек первоначальному источнику жизни - единению. Одним из важных факторов вделе воспитания Ф. считает речь. По его мнению, игра должнасопровождаться беседой или пением и детям всегда должна быть данавозможность высказываться. В настоящее время фребелевские детские садызавоевали себе право на существование во всех культурных странах.Сочинения Ф. появились в издании Ланге (Берлин, 1874) и Зейделя (Вена,1883). См. Hanschman, "Friedrich Frobel" (1875); (Goldamer, "FriedrichFrobel, der Begrunder der Kindergartenerziehung" (Б., 1880); С. Casson,"Fr. Fr. u. die Padagogik des Kindergartens" (Вена); Hagen. "Fr. Fr. imKampf um den Kindergarten" (Лпц., 1882); Posche, "Fr's Menschenbildungals System" (Гамбург, 1862); Reinecke, "Fr. Fr's Leben u. Lehre" (Б.,1885); Dr. Schmidt, "Encykiopadie des gesammten Unterrichts-u.Erziehungswesens" (Гота).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):