Skip navigation

Что такое Фортуна? Значение слова fortuna, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Фортуна» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое фортуна? Узнайте, что означает слово fortuna - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Фортуна

Фортуна

Фортуна (Fortuna) - древнеримская богиня, культ ее - один из самыхстарых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (dinovensidenses). Предание, имеющее ясное представление только опозднейшей Ф., тожественной греческой Tukh, приписывает введение культалюбимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию. Древнейшее, первоначальноезначение богини с трудом поддается определению. Древнейшими храмами еебыли fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на forum boarium. Судя похарактеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можнодумать, что первоначальное значение богини было земледельческое -обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств,которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Другой характеримеет Ф. скотного рынка; ее тесная связь и соседство с Mater Matutaпозволяют думать, что, как и Matuta, она была богиней-покровительницейженщин; на это же указывает и смешение ее с Рudicita, и обычай невестприносить в дар этой F. virginalis свои девические платья. Той же богинепосвящен был другой храм на via Latina, основанный, по преданиюКоpиoланом, где богиня почиталась под именем F. muliebris. Такое жеотношение к женщинам видно и в культе F. virilis, которой молились 1апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадалос праздником в честь Венеры. Мы имеем, таким образом, наряду сбогиней-покровительницей чистоты и целомудрия богиню,покровительствующую противоположным качествам женской природы. Культ Ф.заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились ее храмы вАнции и Прэнесте. Особенно знаменита. была прэнестинская богиня,прозванная Primigenia, т. е. перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждаялатинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного,может быть греческого влияния. Характер богини, как покровительницыженщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписейматронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами угрудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенногалльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертойпрэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; онизаписывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий(sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениямчерта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.Первый храм F. primigenia посвящен был, в 194 г. до Р. Хр., наКвиринале; вскоре тут же возникли еще один храм той же богини и храм F.рubliса, почему и местность стала называться ad tres Fortunas. Publicap(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даетправо заключить, что культ прэнестинской богини перешел в культбогини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастьявскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов.Боги-покровители определенных лиц, групп, учреждений, дней, времен годаи т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятиесчастья и удачи на тысячи мелких частей: уже в 101 г., а может быть ираньше, возникает в Риме храм Ф. huiusce diei - божества, гарантирующегосчастливый исход данного дня; еще раньше, в 180 г., посвящен былдиктатором Кв. Фульвием Флакком храм Ф. equestris богине-покровительницеримской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180-го г. В виду способности этого божества кдифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальныхинтересов, Ф. делается наиболее популярной богиней римского Пантеона ипочитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношениислова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голосавсех призывают и называют одну Ф., ее одну обвиняют, привлекают кответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. Сбранью почитают ее изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей,непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных.Ей насчет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертныхона одна занимает и ту, и другую страницу". Ей посвящаются тысячиалтарей и капелл по всему лицу римской империи; ее изображение имеетсяво всяком домашнем святилище, появляется на монетах и еще чаще напредметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе сМеркурием - таким же богом материальной выгоды и удачи - на резныхкамнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах,копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Популярности богинисодействует и то, что она входит, как официальная составная часть, вкульт императоров, под именем F. Augusta, наряду с гением Августа; вПомпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. ВРиме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г.до Р. Хр. пользуется Г. Redux. Культ Ф. сохраняет свое официальноезначение и после Августа, до поздних времен империи. Изображается Ф.обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одною рукою на руль, адругой держащею рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шареили упирающей в него свой главный атрибут - руль. Дифференциацияхарактеризуется присоединением атрибутов, напр. корабельного носа (F.navalis). Изображению Ф. приспособляется к целому ряду персонификаций,стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas,Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к ее типу. В силувсеобъемлющего ее значения с нею легко сливаются другие божества; так Ф.сливается с Изидой, завоевывающей себе в Риме, начиная с 1 в., огромнуюпопулярность; появляется даже прямое олицетворение ее всеобъемлемости -культ F. Panthea. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (II, 179 и сл.);Peter и Drefler у Roscher'a, "Lexicon der Mythologie" (I, 1503 - 1558);Wissowa, "Romische Religion and Kultus" (206 и cл.). М. Р.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Фортуна» в других словарях:

Фортуна

- Ж. лат. счастье; судьба, рок. Фортунка ж. азартная лотерейная игра: ящик с колесом, для сего устроенный. Фортунщик, содержатель фо...
Словарь Даля

Фортуна

- Судьба, случайное счастье.
Словарь Ожегова

Фортуна

- — в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, а также с повязкой... и еще 1 определение
Исторический словарь

Фортуна

- - в др.-римск. мифологии - богиня судьбы, счастья, случая..
Философский словарь

ФОРТУНА

- Ы, ж. Судьба, счастливый случай, счастье. Фортунка (разг. устар. ) - 1) азартная игра, представляющая со-бой упрощенную рулетку;...
Словарь иностранных слов

фортуна

- Уже у Ф. Прокоповича, Петра I; см. Смирнов 314 и сл., до этого – блр. фортуна (Тристан, ХVI в.). Из лат. fortuna; см. Христиани 22...
Этимологический словарь Фасмера

фортуна

- Римская богиня счастливого случая, судьба, соответствующая греческой Тихе. Фортуна почиталась как богиня-защитница отдельных лиц,...
Словарь по мифологии

фортуна

- ФОРТ'УНА , фортуны, мн. нет, ·жен. ( ·лат. fortuna, от ·собств. имени ·др.-рим. богини счастья и случайности) ( ·у...
Толковый словарь Ушакова

Фортуна

- . 1. В мифах древних римлян богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повяз...
Астрономический словарь

Связанные понятия: